29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Основной закон СССР не гарантировал гражданам много свобод
Главное конституция Общество Россия СССР

Основной закон СССР не гарантировал гражданам много свобод

Год с небольшим существования поначалу новых, тогда еще нелегитимных органов власти – Советов привел Россию к двум революциям, отречению императора, крушению монархии, разгону Учредительного собрания и ликвидации так и не окрепшего парламентаризма. Сменились политический режим, форма правления и форма государственного устройства. Но этот период ознаменовался и принятием первой в истории России Конституции как акта высшей юридической силы.

Первая в истории России Конституция была принята в 1918 году. Появившийся в молодом государстве Основной закон зафиксировал, что жить страна будет в соответствии с принципами социализма. Высшими органами власти и общего управления объявлялись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминает также о президиуме ВЦИК. В полном объеме политические права предоставлялись «всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах», т. е. только представителям рабочего класса. Декларировалось предоставление гражданам демократических свобод: совести, слова, собраний, союзов, а также права на образование.

31 января 1924 года была принята Конституция Союза ССР, включавшая в себя многие положения Конституции 1918 года. В соответствии с положениями союзной Конституции в 1925 м была принята новая редакция Конституции РСФСР.

Новая Конституция России, как и прежняя, была конституцией эпохи диктатуры пролетариата. В ней прямо говорилось: «Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть в пределах РСФСР принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов». Тем самым Конституция РСФСР 1925 года зафиксировала социальную базу Советского государства. В связи с переходом к нэпу это было крайне актуально. Особенностью этой Конституции стало то, что в ней отсутствовали положения о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции.

5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов принимает следующую советскую Конституцию, в которой уже формировалась норма о руководящей роли компартии. Там было сказано, что наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в КПССпередовой отряд в борьбе за построение коммунистического общества и руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

В документ также были включены нормы, утверждающие экономические основы социализма. Впервые в истории государства в тексте Конституции говорилось о политических и личных правах и свободах. Если раньше руководство страны, защищаясь от обвинений во вмешательстве во внутренние дела других стран и разжигании там революционных настроений, говорило, что этим занимается партия, которая не имеет к правительству никакого отношения, то в 1936 м неделимость КПСС и правительства была признана официально. Руководители партии одновременно занимали и руководящие государственные должности.

21 января 1937 года была принята третья Конституция. В условиях идеологической монополии все сферы жизни общества были подчинены интересам Коммунистической партии и административно-командной системы. В целом эта редакция Основного закона содержала те же принципы, что и предшествующие конституции (верховенство рабочего класса, руководящая роль компартии в политической системе советского общества; союз рабочего класса с трудящимся крестьянством; ликвидация капиталистической частной собственности и утверждение общественной социалистической собственности на основные орудия и средства производства как важнейшая предпосылка последующего утверждения социалистической системы народного хозяйства в качестве единой экономической основы).

В Конституции 1937 года появилась глава XI, закреплявшая широкие права граждан. Но их реализация гарантировалась только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Гражданам гарантировалось равноправие, право на образование, труд и отдых. Гарантировались свободы отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды, свобода печати, слова, собраний. Статья 131 Конституции говорила, что гражданам РСФСР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. Воинская служба в рабоче-крестьянской Красной армии объявлялась почетной обязанностью граждан РСФСР, а защита Отечествасвященным долгом каждого гражданина. Измена Родиненарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионажкарается по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние, говорили 136-я и 137-я статьи сталинской Конституции.

Разумеется, все эти гарантии носили сугубо декларативный характер. Идущие в стране репрессии свидетельствовали о том, что в реальности права граждан ничего не стоят, а сама конституцияне более чем символ, сродни красному знамени и бюсту Ленина.

После осуждения культа личности Сталина на XX съезде КПСС и начала оттепели руководство страны решило «очеловечить» режим, сохранив при этом тотальное «партийное» государство. Для этого требовалась конституционная реформа.

В 1962 м была образована конституционная комиссия, действовавшая на протяжении 15 лет и призванная выработать проект нового Основного закона. Лишь в 1977 году была принята новая Конституция СССР, в которой констатировалось построение «развитого социалистического общества» и создание общенародного государства. Так на смену идеям построения коммунистического общества в обозримом будущем пришла идея общенародного социалистического государства.

Согласно Конституции, организация и деятельность органов государственной власти РСФСР строились, как и прежде, в соответствии с принципом демократического централизма. Высшими государственными органами власти назывались Верховный Совет и Совет министров РСФСР. К исключительным полномочиям Верховного Совета относились: принятие Конституции и законов, внесение в них изменений; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР; утверждение государственных планов экономического и социального развития, госбюджета и отчетов об их выполнении; образование подотчетных Верховному Совету органов.

Ullstein Bild Archive/Vostock Photo

Песов Эдуард/Фотохроника ТАСС

Для советской правящей элиты Конституция (все ее редакции) была просто символом, атрибутом господствапримерно тем же, чем шапка Мономаха для царей. Следовать букве и духу Основного закона руководители СССР не собирались. Сама идея Конституции не пугала советский режимзачем бояться того, во что никто не верит? В этом заключается основное различие советского и царского периодов становления конституционализма: если царское правительство боялось Конституции, поскольку было бы вынуждено ее соблюдать, то советское правительство использовало Конституцию для создания иллюзии, миража. Советскую реальность формировали не конституционные принципы, а воля партийного руководства, поэтому Конституция переписывалась всякий раз, как политический курс менялся.

В период перестройки стало очевидно, что политика, проводимая Михаилом Горбачевым, плохо соотносится с нормами действующего Основного закона, который провозглашал государство основным орудием «защиты революционных завоеваний, строительства социализма и коммунизма», а КПСС называл «ядром политической системы». Конституционно закрепленная система государственной власти представляла собой единую «вертикаль Советов», где не было места принципу разделения властей, сильному правительству и независимому судопроизводству. Такое положение дел требовало проведения реформы, призванной гармонизировать Основной закон и реальность.

27 октября 1989 года были приняты законы РСФСР об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР и о выборах народных депутатов РСФСР. Эти законы фактически обозначили этапы конституционной реформы, продлившейся до 12 декабря 1993 года.

Первый этап охватывает период с октября 1989 го по ноябрь 1991 года. На этом этапе Россия получала политическую автономию от СССР. Наличие у российских элит общего врага в виде союзного центра обеспечивало единство в рядах реформаторов, старавшихся создать в России демократические институты власти. С весны 1990 го перестройка в РСФСР, как и в других союзных республиках, пошла своим путем. Изменения, которые вносились в систему государственного управления в РСФСР и российскую Конституцию, стали отличаться от тех, что происходили на уровне СССР.

Первый Съезд народных депутатов РСФСР (16 мая – 22 июня 1990 года) фактически сразу поставил задачу подготовки проекта новой российской Конституции и образовал 16 июня 1990 го Конституционную комиссию. Ее председателем был назначен избранный 29 мая того же года на пост Председателя Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин, секретаремнародный депутат РСФСР Олег Румянцев.

К тому времени уже существовали самые разные конституционные идеи и проекты. Например, был известен проект «Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии», подготовленный в ноябре 1989 го народным депутатом СССР академиком Андреем Сахаровым.

С принятием 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР была изменена преамбула и ст. 1 Конституции РСФСР. Был установлен плюрализм форм собственности; учрежден Конституционный суд РСФСР; вся система российской прокуратуры выведена из-под юрисдикции Генеральной прокуратуры СССР.

Ullstein Bild Archive/Vostock Photo

Ullstein Bild Archive/Vostock Photo

24 мая 1991 года в текст Конституции РСФСР была добавлена новая глава о президенте РСФСРвысшем должностном лице РСФСР и главе исполнительной власти со сроком полномочий пять лет. Было установлено, что одно и то же лицо не может быть президентом РСФСР более двух каденций подряд. В отличие от президента СССР, которого избирал съезд народных депутатов СССР, выборы президента РСФСР должны были осуществляться непосредственно гражданами РСФСР «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Одновременно была закреплена новая судебная власть, основными ветвями которой были Конституционный суд РСФСР и соответствующие суды субъектов, Верховный суд РСФСР и система судов общей юрисдикции, Высший арбитражный суд РСФСР и система арбитражных судов.

В 1990 году из Конституции РСФСР полностью исключили упоминание компартии. Тем самым российские парламентарии сделали более радикальный шаг по сравнению с союзным центром, который включил в Конституцию СССР принцип многопартийности и одновременно сохранил упоминание о КПСС.

1 ноября 1991 года был утвержден новый Государственный флаг РСФСР, представлявший собой «прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полосабелого цвета, средняялазоревого цвета и нижняяалого цвета».

Таким образом, на данном этапе «залатывались дыры» прежней Конституции, в которую было внесено более 300 поправок. Но после провозглашения суверенитета России потребовалась новая Конституция. Несовершенство Основного закона начало провоцировать серьезные политические кризисы. Если раньше наличие общего врага в виде союзного центра объединяло строителей демократии, то теперь его отсутствие вынуждало «прирожденных борцов» искать врагов промеж себя. Такое положение вещей привело к длительному противостоянию Верховного совета (законодательной власти) и президента (исполнительной власти).

18 мая 1992 года президент Ельцин, выступая в Барнауле, заявил, что де-факто в России существует конституционный кризис. Новая Конституция должна узаконить сильную президентскую форму правленияэтого требует переходный период. Поскольку съезд не согласится самораспуститься, нужно либо дать президенту право объявлять референдум, либо собрать подписи за проведение референдума.

В итоге Конституционная комиссия создала проект Основного закона, предусматривавший парламентскую форму правления. К концу 1992 года появился еще один вариант «официального проекта» Конституции РФ, который тоже не был принят. Конституционный процесс, казалось бы, вышел на финишную прямую только после резкого обострения политической ситуации. В ответ на телеобращение Ельцина к гражданам с сообщением о введении «особого порядка управления» на период до преодоления конституционного кризиса съезд народных депутатов РФ предпринял попытку отстранить его от должности. Однако голосование по этому вопросу провалилось: хотя за лишение Ельцина президентских полномочий проголосовали более половины депутатов (617 человек), инициативе не хватило 72 голосов, чтобы набрать конституционное большинство (2/3 голосов).

Не сумев урегулировать конфликт таким образом, стороны согласились доверить его решение общественности. После многочисленных и бурных дискуссий 29 марта 1993 года IX (внеочередной) съезд народных депутатов РФ назначил на 25 апреля проведение всенародного референдума по четырем вопросам: о доверии президенту, об одобрении социально-экономической политики президента и правительства, о назначении досрочных выборов президента России, о назначении досрочных выборов депутатов Российской Федерации. Результаты референдума показали, что граждане встали на сторону Ельцина.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама