21 января 2019
USD EUR
Погода
Москва

От керосина до бензина

На рубеже XIX–XX веков зазвучали предположения, что электричество похоронит нефтяную промышленность. Но уже к 20-м годам нового века нефтепромышленники перестали бояться за будущее: все потери от продажи керосина компенсировал стремительно растущий спрос на бензин.

Когда в XIX столетии начиналась промышленная добыча черного золота, нефтепродукты использовали в основном для освещения. Именно керосин и керосиновая лампа породили современную нефтепромышленность. Но к концу того века у нефти в сфере освещения появился мощный конкурент – электричество.

Удобная лампа накаливания грозила положить конец «царству керосина». Если в 1885 году в США было произведено 250 тыс. электроламп, то в 1902 году – уже 18 млн. Зазвучали даже предположения, что электричество вскоре похоронит нефтяную промышленность. Однако стремительный технический прогресс на рубеже XIX–XX веков, отобрав у нефти значительную долю рынка освещения, подарил ей новые, куда более перспективные области применения.

Еще в 1866 году русский инженер Александр Шпаковский изобрел первые в мире «форсунки», позволяющие в топках пароходов использовать вместо угля нефть и нефтепродукты. Вскоре на Каспии и Волге появились первые корабли, использовавшие в качестве топлива дешевую продукцию бакинских промыслов, а к началу XX века нефтепродукты в качестве топлива для кораблей стали активно использовать военные.

Крейсер с полным запасом нефтяного топлива мог находиться в плавании 30 дней, тогда как полного запаса угля того же объема ему хватало всего на 5 суток. Качественный керосин был и безальтернативным топливом для нового, только что появившегося вида боевых кораблей – подводных лодок. В 1908 году «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» за 36 тыс. руб. продало для подлодок военного флота России первую партию – 328 тонн керосина.

К 1913 году уже 11% всех кораблей на планете перешли с угля на нефть и нефтепродукты. Не случайно именно в том году, выступая в парламенте, первый лорд британского адмиралтейства Уинстон Черчилль заявил, что «Великобритания должна поставить нефть в основу своего господства на море».

Однако у огромных флотов и больших кораблей в деле потребления нефти к тому времени уже вырос новый конкурент – автомобиль. Еще в 1885 году немецкие инженеры Даймлер и Майбах создали первый эффективный образец двигателя внутреннего сгорания, работающего на «петролейном эфире», как в то время называли бензин. Изначально бензин использовался в качестве топлива для примусов, господствовавших на домашних кухнях до эпохи газовых и электрических плит.

Первые автомобили считались курьезом и развлечением, но с приходом XX века автомобильная промышленность явила стремительный рост. В 1904 году на планете было произведено почти 40 тыс. автомобилей всех марок и типов, а в 1910 году – уже 324 тыс. В США с 1911 года нефтеперерабатывающие заводы, подконтрольные «Стандард ойл» Рокфеллера, стали производить бензина больше, чем керосина.

Во втором десятилетии XX века мировой автопром рос в прогрессии. Например, в США количество автомобилей на дорогах с 1911 по 1921 год увеличилось на порядок – с 900 тыс. до 9,5 млн. За то десятилетие нефтедобыча в США выросла на 191%, а количество автомобилей – на 1257%.

Первый в мире по-настоящему массовый автомобиль Ford Model T, выпускавшийся знаменитым Генри Фордом, имел внушительный расход топлива – около 18 литров на 100 км. Машин только этой марки к 1921 году было продано более 5 млн экземпляров – так автомобиль стремительно превратился в важнейшего потребителя нефтепродуктов.

Производители черного золота могли уже не опасаться за будущее, глядя, как керосин вытесняется электричеством, – все потери компенсировал стремительно растущий спрос на бензин. К 1925 году на планете использовалось более 18 млн автомашин, а годовое производство превысило 4 млн единиц. Если в 1909 году во всем мире бензин составлял лишь 10% от всех продуктов переработки нефти, то в 1925 году – уже более 35%. Доля керосина за это же время сократилась в шесть раз. Показательно, что именно тогда, на фоне стремительного роста автопрома и потребления бензина, прозвучали первые опасения, что нефти может не хватить. В 1920 году газеты США сообщили читателям, что, по прогнозам ученых, черное золото на планете закончится через 18 лет.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK