29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Паспорт на выбор
Общество

Паспорт на выбор

Уникальный рейтинг качества гражданств мира был публикован сегодня компанией «Henley&Partners и Димитрий Коченов» – Индекс качества гражданств (Quality of Nationality Index,QNI). Россия в этом рейтинге заняла 60-е место, поделив его с Китаем и Катаром. При этом наша страна – лидер в регионе постсоветских республик, и обладая единственным среди стран СНГ гражданством высокого качества, влияет на показатели своих соседей и партнеров.

Мир давно перестал существовать в привычных рамках, отмечают авторы исследования – люди активно путешествуют, часто предпочитают жить и работать в странах по своему выбору, а не по принадлежности паспорта. Но все же паспорт той или иной страны значит многое. У кого-то дома порядок и уют, стабильность, сильная экономика. Чья-то страна гостеприимна, чья-то чурается чужаков. Паспорта одних стран позволяют не только свободно путешествовать, но и работать и подолгу жить за границей, паспорта других с трудом могут позволить своим обладателям подобную роскошь. Именно поэтому, как отмечает один из авторов исследования Димитрий Коченов, Индекс QNI так отличается от привычного рейтинга стран. «Не существует прямой корреляции между мощью государства и качеством его гражданства, – говорит он, – Гражданство играет важную роль в определении наших возможностей и реализации желаний, и Индекс гражданств мира впервые позволяет проанализировать эту зависимость объективно».

Эксперты Henley&Partners проанализировали 182 гражданства в период с 2011 по 2015 год.

Индекс оценивается в процентах от 0% до 100% по нескольким категориям, которые объединены в две группы: внутренние и внешние факторы.

Внутренние факторы:

– Развитие человеческого потенциала (15% от общего показателя QNI). Оно включает в себя уровень здравоохранения, образования, качество жизни;

– Масштаб экономики (15%), оцениваемый по данным МВФ и Всемирного банка. Определяется доля ВВП страны в мировом ВВП по паритету покупательной способности;

– Общественный порядок и стабильность (10%). Формируется на основе данных ежегодного исследования Глобального индекса миролюбия (GPI) Института экономики и мира.

Фото: Shutterstock
©Фото: Shutterstock

Внешние факторы:

– Возможность проживать за границей, количество таких стран (15%). Исследование проводится впервые, аналогов не существует. Данные собирались «на основе масштабных исследований правовой литературы и консультаций с международными экспертами». Учитывались два условия: взрослый гражданин может работать или жить в другой стране 360 дней без необходимости получения визы и если разрешение на работу в этой стране не требуется или дается автоматически.

– Значимость стран, в которых можно проживать (15%).

– Безвизовый режим (15%), рейтинг стран мира по свободе въезда в другие страны без (составлялся экспертами Henley&Partners в сотрудничестве с Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), обладательницей, самой большой в мире базы туристической информации.

– Значимость стран с безвизовым доступом (15%). В этой категории страны, которые можно посещать свободно, оцениваются 50/50 по масштабам экономики и показателю развития человеческого потенциала.

Все страны по качеству своего гражданства были разделены на четыре категории. В первую, с очень высоким качеством (выше 50%) вошли 42 гражданства. Просто высокое качество в пределах от 35% до 49,9% получили 30 гражданств. Самую большую категорию составили гражданства среднего качества, в пределах от 20,0% до 34,9%. Их 93. В четвертой категории 21 гражданство низкого качества с QNI ниже 20,0%.

Лучшими, с оценкой гражданства с очень высоким качеством, стали страны Европы, занявшие в рейтинге QNI первые 27 мест. Лидером оказалась Германия с качеством гражданства в 83,1%. Второе место у Дании (83,0%), третье – у Финляндии (82%), четвертое – у Норвегии (81,7%), пятое с оценкой в 81,6% поделили Швеция и Исландия, шестое с оценкой в 81,0% заняли Ирландия и Австрия. В десятку лучших вошли также Франция (80,9%), Швейцария (80,7%), Нидерланды (80,3%) и Бельгия (80,2%).

США в рейтинге QNI занимают 28-е место, с оценкой гражданства 63,5%. Япония оказалась на 30-м месте (QNI 56,2%), Австралия (52,5%) -– на 33-м. Замыкает станы с очень высоким QNI Аргентина (37-е место, 50,4%).

Первая тройка стран с высоким QNI: На 38-м месте Бразилия (49,1%), на 39-м — Сан-Марино (48,5%), на 40-м — Монако (48,4%). Израиль (41,9%) на 49-м месте. Россия, Китай и Катар делят 60-е место (37,4%). Завершает эту категорию на 64-м месте Сербия (35,8%).

Страны со средним QNI занимают места с 65-го по 140-е. На 65-м Черногория (34,6%), на 140-м Гаити (20%). Турция на 70-м (33,8%), Молдова на 77-м (32,7%), Беларусь на 82-м (31,6%), Казахстан на 83-м (31,1%), Украина на 87-м (30,2%), ЮАР на 89-м (30,0%), Таиланд на 101-м (28,0%), Индия на 102-м (27,9%), Грузия на 103-м (27,8%), Азербайджан на 107-м (27,1%), Армения на 110-м (26,1%), Узбекистан на 111-м (25,4%), Таджикистан на 116-м (24,6%), Кыргызстан на 119-м (24,1%), Туркменистан на 123-м (23,4%), Египет на 129-м (22,6%).

Страны с низким QNI занимают места со 141-го по 161-е. На 141-м Палестинская территория (19,9%), на 161-м Демократическая республика Конго (14,3%).На 151-м месте Ирак (18,0%), на 152-м Сирия (17,3%), на 153-м Пакистан (17,1%), на 160-м Афганистан (14,4%). «За 2011-2015 годы российское гражданство улучшило свой показатель на 3,3%, – отмечают авторы исследования. – В 2014 году Российская Федерация усложнила правила пребывания и работы на территории страны для многих граждан СНГ, оставив такое право только для граждан стран Евразийского Экономического союза. Это негативно сказалось на рейтинге многих стран СНГ, так как Россия является важным игроком в этой сфере, от иммиграционного законодательства которого напрямую зависит качество многих гражданств СНГ».

Подробный анализ рейтинга QNI от Henley&Partners читайте в номере журнала «Профиль» в понедельник, 6 июня.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама