18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. «Первая пятилетка» мэра Собянина
Экономика

«Первая пятилетка» мэра Собянина

Снижение административной нагрузки, перевод госуслуг в электронный вид, «малая приватизация», развитие технопарков — таковы основные направления экономической политики столичного правительства в отношении малого и среднего бизнеса при мэре Сергее Собянине.

В конце октября исполняется ровно пять лет, как Москвой руководит Сергей Собянин. Срок, с одной стороны, скромный, особенно имея пример 18-летнего управления столицей Юрием Лужковым, с другой – достаточный для того, чтобы подвести некоторые промежуточные итоги.

Работа мэра любого мегаполиса, в том числе и такого, как Москва, сопряжена с решением сложнейшего комплекса задач, связанных с градостроительной, социальной, демографической политикой, развитием транспорта, дорожного строительства, улучшением городской среды обитания, развитием туриндустрии и т. д. Те положительные подвижки, которые наблюдались в этих областях в последние годы в столице, во многом были связаны с новой расстановкой приоритетов при выборе ключевых направлений экономической политики. Ставка была сделана на улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, развитие инновационной деятельности и эффективного промышленного производства. Результатом этой работы является стабильный рост количества коммерческих организаций в течение пяти лет – сейчас их более 1 млн, что на 10% больше, чем в 2010 году, а число индивидуальных предпринимателей превысило 220 тыс. – на четверть с лишним больше по сравнению с 2010-м. Во многом благодаря тому, что одним из основных инструментов стимулирования экономического развития в 2011–2015 годах стало снижение административных нагрузок на бизнес.

Новая экономическая политика Москвы побудила бизнес активнее вкладывать средства в городскую экономику. Более 2/3 инвестиций поступает сегодня именно за счет частных источников. В целом же объем инвестиций в основной капитал в столице с 2010 по 2014 год вырос в 1,5 раза – на 52,1% (в сопоставимых ценах). При этом доля инвестиций в основной капитал Москвы в общероссийском масштабе в 2014 году превысила 10% (1 трлн 477 млрд из 13 трлн 528 млрд руб.) против 8% в 2010 году.

Через барьеры

В конце 2010 года вскоре после вступления в должность Сергей Собянин дал поручение столичному правительству провести мониторинг качества государственных услуг. Анализ выявил, что система характеризуется низким качеством, наличием избыточных административных барьеров, непрозрачностью самих процедур и коррумпированностью чиновников. В результате уже с 2011 года московские власти провели модернизацию системы оказания госуслуг для бизнеса в ключевых секторах. Так, в самой значимой для экономики градостроительной сфере властям удалось существенно снизить административную нагрузку на бизнес. В частности, градостроительный план земельного участка – ключевой документ, регулирующий застройку, – теперь выдается бесплатно, в режиме «одного окна».

Без бумажной волокиты

Сбор различных документов традиционно отнимал у бизнеса огромное количество времени иденег, учитывая коррупционную составляющую при взаимодействии чиновника изаявителя. Поэтому с 2014 года правительство Москвы приступило к переводу услуг для бизнеса исключительно в электронный вид. Например, разрешение на строительство и заключение договоров аренды земли с собственниками зданий и сооружений сейчас происходит только по интернету. Всего же в сфере земельных отношений полностью в электронный вид переведены десять услуг, в том числе предоставление земельного участка в собственность. В строительной сфере – пять услуг. В электронном виде теперь можно и подать заявку на торговлю на ярмарках выходного дня, и получить разрешение на право работы такси. Благодаря этому сегодня Москва является лидером по количеству официальных такси среди европейских столиц.

Налог по-честному

В рейтинге городов по легкости ведения бизнеса, составленном PWC, Москва уже сейчас занимает 7-е место из 30. Однако кризис побуждает столицу и дальше совершенствовать систему поддержки инвесторов, создавая универсальные
механизмы стимулирования эффективных производств, как действующих,
так и новых.

Как отмечает заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, в результате введенных налоговых преференций и льгот по арендной плате промышленный и инновационный бизнес может рассчитывать на снижение общей налоговой нагрузки до 25%.

Введение налоговых льгот для малого бизнеса стало для Москвы не менее важной мерой в деле развития экономики города. В этом направлении столичные власти сделали два важных шага – ввели налоговые каникулы для начинающих предпринимателей и создали патентную систему налогообложения.

Патент позволяет работать без контрольно-кассовой техники, бухгалтера, деклараций и к тому же минимизировать общение индивидуального предпринимателя с налоговыми органами до 1 раза в год.

Бизнес уже оценил нововведение. За I-е полугодие 2015 года было приобретено 22 306 патентов, что на 22% больше, чем показатель за весь 2014 год (18 331 патент), и почти в 2,5 раза больше, чем в 2012 году (9694 патента).

Малая приватизация...

Наблюдается очень хорошая динамика по реализации преимущественного права выкупа помещений, арендуемых малым бизнесом, что до 2010 года было практически невозможным.

В 2011 году Сергей Собянин предложил принять закон об увеличении максимальной площади приватизируемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений со 100 до 300 кв. м. Была создана система оказания поддержки бизнесу в реализации права на выкуп помещений. В результате малый бизнес постепенно выходит из тени, растет и число предпринимателей, впервые начинающих свое дело.

Неудивительно, что, согласно исследованию PWC, Москва занимает первое место среди крупнейших мегаполисов мира по приросту площади офисных помещений за 2009–2013 годы (3,1 млн кв. м), обгоняя Сан-Паулу (2,5 млн кв. м), Берлин, Токио и Лондон.

...и новая индустриализация

Помимо стимулирования создания нового пространства для бизнеса в виде строительства офисов и торговых зданий, большое внимание уделяется и организации специальных территорий развития для размещения промышленного производства – современного, высокотехнологичного и экологически чистого. Для управляющих компаний и резидентов городских технополисов и технопарков создана система льгот, включающая снижение налога на прибыль и нулевые или минимальные ставки по налогу на имущество и земельному налогу. Льготы даются на 10 лет при условии выполнения заданных объемов инвестиций и создания новых рабочих мест.

За 5 лет в Москве было создано 702 промышленных предприятия (280 обрабатывающих производств и 422 инновационных предприятия), организовано 17 специализированных территорий для развития современного производства и инноваций: 15 технопарков и 2 технополиса («Сколково», «Москва»). Объем частных инвестиций в развитие технопарков за последние 5 лет составил около 17 млрд руб.

Если Москве удастся сохранить набранные за пять лет темпы, преодолев последствия кризиса, то она вполне может побороться и со «старыми» мировыми финансовыми центрами. В 2013–2014 годах российская столица уверенно занимала второе место в рейтинге «Города возможностей», составленном PWC на основе анализа динамики развития семи наиболее перспективных «новых» мегаполисов (Москва, Пекин, Стамбул, Джакарта, Мумбаи, Мехико, Сан-Паулу).

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».