14 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Плакать, чтобы оставаться людьми

Ее книги продаются миллионными тиражами и переведены на все основные языки. Ее гонорары кому-то кажутся неоправданно большими, а у некоторых вызывают откровенную зависть. Но она по-прежнему ведет скромный образ жизни, почти все свое время тратит на детей, а в свободные часы придумывает новые истории. 

Главному герою повести Анны Гавальды «Ян» 26 лет. Он француз, учился в Лондоне на дизайнера, а теперь продает в Париже пылесосы. У него есть девушка, которую он не любит, есть работа, которую он не хотел, и бессрочный контракт, гарантирующий судьбу, к которой он вовсе не стремился. Словом, все как в сказке. Как в очень грустной сказке, которая, понятное дело, закончится хорошо. Фамилия Гавальды на обложке — это всегда обещание благополучного конца.

Но пока мы видим молодого человека, беззащитного и растерянного, который не знает, как ему жить дальше. Бросить девушку Ян не может — это нечестно, уйти с работы тоже — это безответственно, а что до будущего… ну не повезло родиться в Европе (ох уж этот гниющий Запад), что тут скажешь, надо терпеть.

Однажды вечером он пешком возвращается домой по вечернему Парижу (не утопиться ли в Сене? — в другой раз, сегодня слишком холодно), поднимается по лестнице к пустой квартире (Мелани на каком-то трехдневном семинаре, он пытается грустить по этому поводу, однако ничего, кроме облегчения, не испытывает). И тут дорогу ему перегораживает шкаф, стоящий на лестничной площадке. Остановимся на этом, чтобы сохранить интригу. Добавим только: именно потому, что он не смог попасть домой сразу, Ян туда больше не вернется. Зайдет за вещами, но не более того.

Главная мысль книги в том, что изменить свою жизнь очень легко. Для этого достаточно искреннего порыва и следующего за ним решения. Причем решение не обязательно должно быть взвешенным, оно просто должно быть. Сегодня ты продавец, мечтающий о безболезненной смерти, а завтра едешь в поезде, купив билет в один конец. А ипотеки, счета за электричество и прочие радости взрослой жизни — не более чем оправдание собственного бездействия. Что мы постоянно слышим от других, а чаще всего от самих себя? «Я бы хотела заниматься искусством». «Я бы хотел путешествовать». «Мне надо побыть наедине с собой». И чаще всего возможности для этого есть. Но почему-то мы привыкли мерить их количеством денег и обязательств. На самом деле не так уж много нам надо и не так уж многим мы должны. Билет на поезд можно купить на вокзале, палатку — одолжить у друзей, а карандаши валяются у вас на антресолях. Просто в конечном счете нам очень нравится хотеть, декларировать мечты. А желания сами собой не исполняются, им нужна помощь. Собственно, книжка именно об этом. 

Почти всех мужчин из книг Анны Гавальды объединяет одно общее свойство: способность плакать. Речь не о мягкости характера, не о внутренней сентиментальности или инфантилизме. Речь об умении. Так, например, почти все герои Хемингуэя умеют ловить рыбу, а у Диккенса любой злодей непременно наделен навыками для плетения изобретательных и остроумных интриг.

Гавальде важно, чтобы мужчина обладал достаточной силой личности не только для совершения определенных поступков, но и для принятия собственных слабостей. Все мы время от времени плачем, пол здесь абсолютно ни при чем. И если в обычной жизни мужчины редко проявляют истинные чувства, то это не потому, что они сильные, а потому, что упрямые. Многие так и не взрослеют, а впадают в какое-то неправильное детство. Для того чтобы стать по-настоящему взрослыми, нельзя терять связь с теми мальчиками и девочками, которыми мы когда-то были. Человек — прежде всего человек, а уж потом дяденька или тетенька, вот что пытается объяснить Гавальда. И способность плакать — один из тех навыков, который позволяет нам оставаться людьми. Вот и вся нехитрая философия.

Ян плакать не разучился. И однажды мрачным парижским вечером, дав волю чувствам, он открывает для себя простую истину. Вместо привычной мантры: «Так дальше жить нельзя», в голову приходит новая мысль: «Дальше необходимо жить по-другому». Ему просто нужен друг, который без всяких видимых причин будет в него верить. Друга Ян находит. Находить друзей — это еще одна важная способность, которую, к счастью, несложно в себе развить.

Может показаться, что история Яна — этакое иносказательное нравоучение, притча, снабженная центральной идеей и набором определенных инструкций, но это не так. Идеи, как правило, читатели сами придумывают за писателя. Любая же книга в первую очередь — история. Хорошая она или плохая, зависит от таланта рассказчика. Этим талантом Анна Гавальда наделена с лихвой.

Напоследок маленький секрет. Ее новая книга вообще-то называется не «Ян». Французское название La vie en mieux можно перевести как «Перемены к лучшему». В книге не одна история, а две. Две самостоятельные новеллы о молодых людях, решившихся изменить привычный образ жизни. Вторая новелла «Матильда» на русский пока не переведена. Так что вполне возможно в скором времени в издательстве «АСТ» выйдет еще одна «новая книга Гавальды». И вы уже знаете, как она будет называться.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK