16 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Пережитки прошлого тоже дорожают

ФАС утвердила новую тарификацию пассажирских перевозок на 2017 год, проиндексировав стоимость билетов на 3,9%. Стоимость проезда в плацкартных и общих вагонах растет ниже экономически обоснованного уровня, а компенсация недостающей суммы для окупаемости перевозок обычно происходит за счет государственных дотаций. Хотя РЖД и невыгодно содержание подвижного состава в низком ценовом сегменте, члены общественного совета Минтранса до сих пор ломают голову в поиске компромиссного решения, которое устроит и РЖД, и пассажиров. Эксперты не исключают, что в будущем, после проведения структурных реформ плацкартные вагоны полностью исчезнут.

«Индексация тарифов на проезд пассажиров в плацкартных и общих вагонах в 2017 году одобрена правлением на уровне 3,9%», — сообщил представитель Федеральной антимонопольной службы.

Глава ФАС Игорь Артемьев в конце ноября уже предупреждал россиян о том, что железнодорожные тарифы на пассажирские перевозки в общих и плацкартных вагонах в 2017 году планируется проиндексировать на 4%.

В 2016 году эти же тарифы были проиндексированы с 1 января на 4%, а стоимость проезда в купе и вагонах класса «люкс» выросла на 5% по сравнению с 2015 годом.

Как рассказали «Профилю» в пресс-службе ФАС, индексация проведена в рамках программы социально-экономического развития России. «Минэкономразвития каждый год готовит программу социально-экономического развития на будущий год и предусматривает основные целевые показатели развития экономики. В нашем ведомстве считают, что индексировать тарифы нужно ниже, чем показатель инфляции. Соответственно, примерно на таком же уровне и была проведена индексация пассажирских перевозок на будущий год в пределах 3,9%. Говорить о том, что перевозки подорожают, не очень правильно, потому что при учете нынешней инфляции они, как правило, индексируются ниже уровня инфляции. Если принять во внимание все цены, на которые влияет инфляция, то, по сравнению с ними, можно сказать, что стоимость билетов в плацкартный вагон подешевела по отношению к прошлому году, если говорить о реальной стоимости рубля», — сообщает пресс-служба ведомства.

Генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян отметил, что дискуссии по этому вопросу идут давно и не утихают до сих пор. «Они ведутся в том ключе, что по стоимости это дешевая перевозка, но в XXI веке пора возить пассажиров на более современном и комфортабельном подвижном составе», — отметил он.

По мнению председателя общественного совета Министерства транспорта РФ Михаила Блинкина, тарифы перевозчиков очень чувствительны к изменениям в социально-экономической сфере. «Это предмет детального профессионального обсуждения и долгих политических дебатов. После длительной торговли с цифрами между перевозчиком и государственными ведомствами в итоге принимается решение — отталкиваться при установлении тарифов от индексации по инфляции прошлого года. В дальнейшем начинается тонкая торговля — добавить к инфляции несколько десятков процентных пунктов или, наоборот, убавить. В данном случае дебаты привели к тому, что по отношению к базовой инфляции, прогнозируемой на 2017 год, несколько десятых пункта даже скинули», — рассказал Блинкин.

Эксперт отметил, что для РЖД такая низкая тарификация не выгодна, в то время как для населения, наоборот, любое повышение тарифов — неприятный фактор. Блинкин отметил, что действительно разумных, взаимовыгодных решений в данной области пока нет. «Существует несколько вариантов, которые мы сейчас обсуждаем. У нас уже есть некоторые сегменты перевозочной деятельности, где субсидирование перевозчика — это пережиток прошлого. Ежегодно мы дотариуем его либо в виде льготной ставки НДС, либо в форме прямых субсидий. А если, наоборот, предоставить эти деньги социально незащищенным слоям, то, возможно, при наличии средств они воспользуются другим перевозчиком и полетят, например, на самолете. По многим маршрутам уже сейчас лететь в лоукостере дешевле, чем ехать поездом. Но это очень сложное решение, и готова ли сейчас к нему российская экономика, неизвестно», — рассказал Блинкин.

По словам эксперта, основная дилемма в том, что РЖД невыгодно содержать плацкарты, а пассажирам не по карману купе. Отмена плацкартных выгонов, по мнению эксперта, является политическим шагом, который минует корпоративную и экономическую сферы. «Если просто взять и отменить перевозки на плацкартных выгонах, к правительству последуют вопросы от населения о том, как им теперь вообще передвигаться. Хотя, основываясь на здравом смысле с точки зрения экономики, могу сказать, что плацкарты и дотирование перевозчика — это уже пережиток прошлого. Но отказаться от этого сейчас мы не готовы, поскольку обвалится целая система», — подчеркнул эксперт.

В беседе с «Профилем» Блинкин также отметил, что Алексей Кудрин уже говорил о необходимости проведения структурных реформ в данной области. Эксперт согласен с мнением экс-министра финансов и считает, что правильная реформа приведет к исчезновению с рынка нескольких видов дорожных перевозок. «Если правительство примет решение давать дотации не перевозчику, а населению, то вполне возможно, что эти люди примут решение перемещаться на самолете. В таком случае несколько видов дорожных перевозок просто уйдут с рынка, а другие, напротив, появятся. Данный вопрос сегодня активно обсуждается, поскольку нынешняя ситуация не устраивает ни потребителя, ни перевозчика, а значит, нужно искать какие-то разумные решения», — подытожил он.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK