15 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Под угрозой

​По слухам, один из крупнейших негосударственных пенсионных фондов России, владеющий более 60% ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», допустил неисправимые стратегические ошибки, которые, вероятно, привели к дефолту третьего в России авиаперевозчика и несут прямую угрозу пассажирам авиакомпании и пенсионерам НПФ «Сургутнефтегаз».


Знаковым событием, вызвавшим беспокойство, стал произошедший 20 ноября 2014 года технический дефолт, объявленный ГК «ЮТэйр» по двум облигационным займам на сумму около 2,7 млрд рублей, поручителем по которым выступала также ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр». 
Кроме этого, по данным сайта картотеки арбитражных дел в 2014 году к ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», было предъявлено исков о взыскании задолженности на сумму более 1 млрд рублей, а также у авиакомпании существует двухмесячная задолженность по заработной плате перед сотрудниками и неисполненные обязательства перед основными поставщиками услуг и банками на сумму более 7 млрд рублей, что только подтверждает несостоятельность авиакомпании.

НПФ «Сургутнефтегаз» участвовал не только в разработке и утверждении стратегии развития ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», но и в оценке экономической эффективности и одобрении всех инвестиционных проектов, 2 из 7 членов наблюдательного совета авиакомпании — представители ОАО «Сургутнефтегаз», 1 — представитель НПФ «Сургутнефтегаз». 
Общий годовой объем выручки ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» по проектам, связанным с компанией «Сургутнефтегаз», составляет более 5 млрд рублей. 
30 июня 2014 года на годовом общем собрании акционеров ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» было принято решение об увеличении уставного капитала авиакомпании путем дополнительной эмиссии акций, что должно было увеличить капитализацию авиакомпании на 13,8 млрд рублей. Однако увеличение уставного капитала до настоящего времени не произошло, что окончательно лишило авиакомпанию платежеспособности.


Общая долговая нагрузка ГК «ЮТэйр» по состоянию на декабрь 2014 года составляет более 130 млрд рублей. В число крупнейших кредиторов ГК «ЮТэйр» входят такие банки, как Сбербанк, «Россия», Альфа-банк, Ханты-Мансийский банк. Начиная с 27 октября 2014 года предположительно ГК «ЮТэйр» допускает систематические нарушения исполнения обязательств перед банками и лизинговыми компаниями по кредитам, аккредитивам, лизинговым платежам. 
Генеральный директор авиакомпании Андрей Мартиросов конкретных выходов из кризисной ситуации не называет.


На фоне усугубившегося финансового положения ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» продолжает отвлекать средства на реализацию нецелевых задач. Так, недавно авиаперевозчик привлек ЗАО «Райффайзенбанк» в качестве консультанта по комплексной реструктуризации долгового портфеля ГК «ЮТэйр» и, возможно, продолжает расходовать деньги на других международных консультантов. Насколько успешно и целесообразно может быть привлечение дорогостоящих консультантов в столь обострившейся ситуации, возможно, станет понятно уже до конца 2014 года, когда авиакомпания может объявить себя банкротом и тысячи пассажиров не смогут улететь на новогодние праздники.


ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» является уникальным и в некоторых регионах России единственным оператором порядка 30 социально значимых маршрутов и направлений, и в столь тяжелый для авиаперевозчика период акционеры и бенефициары ГК «ЮТэйр» остаются безучастными к судьбе авиакомпании, несмотря на то, что разрабатывали, согласовывали и утверждали стратегию развития авиакомпании и программу ее капитализации.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK