28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Подход к каждому
Экономика

Подход к каждому

Почему во времена экономической турбулентности так важен грамотный менеджмент

– Какие типичные ошибки совершают корпоративные заемщики в сложной макроэкономической ситуации?

– Не все компании сделали выводы из предыдущих кризисов: у некоторых крупных заемщиков пул кредиторов и сейчас состоит из 10–15 банков. У каждого при этом своя стратегия, уровень ликвидности и капитала. Если предприятие начинает испытывать проблемы, то банкам становится сложно договориться друг с другом. Имеет смысл выбирать два-три банка, которые и будут стратегическими партнерами. Еще одна частая ошибка – краткосрочные займы для инвестиционных проектов. Долг нужно погашать, ресурсов для этого нет, а другие банки не готовы рефинансировать кредит. Возникает кризис ликвидности.

– Исков о банкротстве компаний все больше. Этот тренд сохранится в 2016 году?

– Банк никогда не заинтересован в дефолте клиента – это нежелательный финансовый результат. Банкротство – крайняя мера, на которую идут кредиторы: когда у бизнеса не остается перспектив или заемщик поступает недобросовестно. В 2015 году банки подали на 30% больше исков о банкротстве юридических лиц, чем в 2014‑м, и тренд пока не изменился.

– Какие действия вы посоветуете предпринять заемщику, если он понимает, что сложности неизбежны?

– Не дожидаться преддефолтного состояния, сразу идти к основным кредиторам и вместе с ними разрабатывать механизм восстановления. Менеджеры и собственники бизнеса должны понимать, что в непростом положении они оказались по разным причинам. Пролонгацией кредитов или наращиванием долга решить их проблемы не получится. Прежде всего ресурсы нужно искать внутри бизнеса: сокращать издержки, увеличивать эффективность, продавать непрофильные активы. Если причина в ошибках менеджмента, необходимо понять, требуется ли реорганизация.

Бизнесу следует создать комплексную антикризисную программу с картой рисков: тех, что уже есть, и тех, которые могут возникнуть. Для каждого риска нужно прописать набор действий, минимизирующих неблагоприятный эффект. Тогда возможность компании вернуться в дееспособное состояние возрастает в разы.

– Изменилась ли стратегия корпоративного блока ПСБ в кризисный период?

– Внешняя среда сегодня очень подвижна; меняется она не всегда в лучшую для бизнеса сторону. У кого-то из клиентов мы видим падение выручки, на ком-то сказались колебания валютных курсов. Эти события, конечно, требуют адекватной реакции со стороны банка: важно не только верно оценивать ситуацию, но и быстро к ней адаптироваться. Когда кредитор и компания объединяют усилия, системное решение найти проще. Это нормально и правильно – поддержать клиента в сложное время: мы разрабатываем совместные планы по реструктуризации задолженности, снижению издержек клиента, корректировке его бизнес-модели.

– Может ли команда банка стать для крупного бизнеса одним из ключевых критериев выбора кредитной организации?

– Клиенты чувствительны к профессионализму менеджмента, особенно крупные: у них самих уровень финансового менеджмента достаточно высокий. Банк – это не машина, которая по заданному алгоритму считает, выдавать или нет кредит. Все, что касается корпоративного блока, строится на отношениях. Если банк доверяет клиенту, а клиент – банку, они вместе развиваются, и получается совместный бизнес. Если же доверительных отношений не возникает, сотрудничество будет точечным. Действия совершают люди, поэтому для клиента команда банка, с которой он собирается работать, – ключевой фактор. Как раз поэтому мы делаем ставку на высокое качество сервиса, оперативность и гибкость.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама