28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Последняя затяжка
Экономика

Последняя затяжка

Впервые за несколько лет Росстат зафиксировал рост на табачном рынке. По официальным данным, за первое полугодие 2018 года было произведено 131 млрд штук сигарет, что на 9,6% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Неужели россияне стали вдруг больше курить и антитабачные меры прекратили свое действие?

На самом деле этот довольно заметный рост не имеет никакого отношения к вредной привычке. Как объясняют эксперты, он был создан табачниками искусственно: так рынок готовился к будущим потрясениям. С 1 июля вновь повысились акцизы, и «лишняя» продукция, которую нарастили производители сигарет, позволит оттянуть рост цен на некоторое время. Как рассказали в компании «БАТ Россия» («Бритиш Американ Тобакко Россия»), акциз на одну пачку вырос с 42,5 до 46,7 рубля. С учетом НДС (пока еще 18%) налоговая нагрузка на сигареты увеличится с 58,7 до 63,8 рубля на пачку. Как подсчитали в компании, если сейчас в среднем сигареты стоят около 90 рублей за пачку, то в скором времени средняя стоимость составит 95 рублей. Дело в том, что цены не меняются в один момент. Сигареты, произведенные по новым ценам, появятся в продаже только через несколько недель или даже месяцев. Таким образом, наращивание производства в первом полугодии позволит увеличить этот срок и недоплатить в бюджет несколько миллиардов.

Перекуры сократились

В целом на рынке наблюдается обратная ситуация – он стремительно сокращается. Как рассказала директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «БАТ Россия» Яна Гуськова, его объемы снижаются с 2008 года. «Последние пять лет объемы продаж сигарет сокращаются на 5–8% в год, а в 2017 году спад продаж на легальном рынке составил 7,3%, по нашим оценкам», – отметила она. По ее мнению, на снижение влияют экономия потребителей, нелегальная продукция и отчасти переключение спроса на альтернативные виды – электронные сигареты.

Новые электронные гаджеты, по ее словам, не зря пользуются спросом. «Они не содержат табака, а системы нагревания табака исключают его горение и выделяют на 90–95% меньше токсичных веществ, чем сигареты, – отметила представитель БАТ. – Ученые доказали потенциал вейпинга для снижения вреда здоровью по сравнению с курением. Например, английский Королевский колледж врачей считает, что электронные сигареты представляют гораздо меньший риск по сравнению с традиционной курительной табачной продукцией и что их следует продвигать как альтернативу традиционным сигаретам. Исследования Public Health England свидетельствуют, что риски для здоровья от вейпинга на 95% ниже рисков, связанных с курением обычных сигарет». В 2017 году в России наконец был принят национальный стандарт на нагреваемый табак, а с 1 июня вступили в силу стандарты для вейпинг-продукции.

Однако, несмотря на моду и стремительное развитие электронных сигарет, они пока не оказывают существенного влияния на сокращение рынка, считает эксперт табачной отрасли Вадим Желнин. «Это капля в море, пока что они не дают статистически значимого эффекта», – отметил он.

О снижении потребления табака говорят различные исследования. Так, по данным НИУ ВШЭ, наибольшая доля курильщиков наблюдалась в 2006 году и составляла 34,8%. С тех пор она только сокращалась, и в 2016 году их количество не превышало 27,7%. При этом число выкуренных сигарет в день практически не изменилось (15 штук). Произошло это главным образом за счет женщин: они по-прежнему курят меньше мужчин, но на четыре сигареты больше, чем 20 лет назад. В целом меньше курят люди более молодые, более образованные, более удовлетворенные жизнью и, как ни странно, безработные, то есть имеющие много свободного времени.

Мнения экспертов с этим исследованием расходятся. Вадим Желнин не согласен с тем, что курильщиков стало существенно меньше. «Минздрав обычно докладывает, что раз рынок упал на 20%, то, значит, 20% курильщиков бросили эту привычку, – сказал он. – То, что каждый пятый бросил, вряд ли соответствует действительности. Но курильщики и правда стали потреблять несколько меньше, так как среди ограничительных мер курения есть достаточно разумные. Это просто дисциплинирует курильщика. В 2012 году, до падения рынка, курильщик в России потреблял около 25 сигарет в день, тогда как даже в весьма курящих странах эта цифра редко превышает 17–18 штук. Теперь культура курения приближается к мировому уровню. Люди не курят где попало, не выбрасывают наполовину докуренную сигарету. За счет этого произошло некоторое падение».

Заставляют меньше курить и экономические проблемы, считает Яна Гуськова. «В 2017 году россияне были вынуждены экономить: реальные располагаемые доходы населения снижались, потребительская уверенность оставалась на низком уровне, – сказала она. – Потребители экономили и переключались на более дешевые товары, в том числе на нелегальные сигареты».

Эмираты дают прикурить

Увеличение доли нелегального рынка – другой фактор, влияющий на снижение статистики, уверены эксперты. Во многом это произошло потому, что на российский табачный рынок обратили внимание ОАЭ. «БАТ Россия» оценивает долю «нелегалов» в 7,7%. Ущерб бюджету от контрабанды в 2017 году, по их данным, составил не менее 30 млрд рублей. Учитывая, что в первом квартале 2018 года количество нелегальной продукции удвоилось, в этом году государство может недосчитаться 50 млрд рублей.

«Я бы оценил нелегальный рынок по меньшей мере в 1,5 млрд пачек, – сказал Желнин. – И он будет расти, потому что если Белоруссия и Казахстан не так опасны (там ограничены мощности производства сигарет), то из ОАЭ можно привезти очень много».

До недавнего времени, по его словам, контрабанда не превышала 1 млрд пачек. Как правило, это был неорганизованный поток. «Например, едет человек из Белоруссии, прихватывает с собой чемодан этих дешевых сигарет и распространяет по знакомым, – отметил эксперт. – Последний год наблюдалась налаженная централизованная поставка из ОАЭ. У них совсем другие, низкие акцизы, там есть крупные фабрики, и это уже очень тревожный симптом. Когда цены становятся такими, что расходы домохозяйств на приобретение сигарет приближается к 10%, начинает расцветать нелегальный рынок. Россия как раз достигла этого уровня благодаря росту акцизов».

«Любое повышение цен должно соотноситься с доходами потребителей, – согласна Яна Гуськова. – Когда цены на легальные сигареты растут быстрее, чем доходы курильщиков, потребители начинают искать более дешевую альтернативу и переключаются на контрафакт». По ее словам, в период с 2010 по 2017 год Россия поднимала акцизы на 20–40% в год. Стоимость пачки за это время увеличилась почти в пять раз – с 18 до 90 рублей. Как итог – рост контрабанды. Хотя, по ее словам, пока основной объем нелегальных сигарет обеспечивает именно Белоруссия, где цены в три раза ниже. И Желнин, и Гуськова считают, что необходимо продолжить переговоры по гармонизации акцизных ставок на территории ЕАЭС. «Этим занимаются, но процесс идет очень трудно. Белоруссия и Казахстан не стремятся поднимать акцизы», – отметил Желнин.

По его словам, ситуация еще терпима, поскольку благодаря низкому курсу рубля Россия не представляет интереса для Китая. Но как только наши цены привлекут китайцев, легальный рынок просядет в разы. «В Китае объемы производства табака измеряются триллионами штук, – пояснил эксперт. – Производства абсолютно закрытые, туда не пускают международные компании. По данным ВОЗ, только в Европе 600 млрд штук нелегальных сигарет – это 2,5 сегодняшнего российского рынка. Вся эта продукция – из Китая».

Петр Ковалев⁄ТАСС
©Петр Ковалев⁄ТАСС

Честь марки

В этом году также стартовал эксперимент по маркировке и отслеживаемости табачных продуктов, в июле начался его второй этап. На пачках теперь печатают специальные цифровые метки Data Matrix. Помимо крупных производителей теперь к эксперименту должны подключиться импортеры и мелкая розница. Так государство планирует бороться с нелегальным рынком. Однако эксперты считают эту идею провальной, потому что, в отличие, например, от алкогольного рынка, в легальной рознице контрафакта сигарет как не было, так и нет.

«Основную часть теневого табачного рынка маркировка не покроет – нелегальный товар продается на рынках, с рук и в других нелегальных каналах», – пояснила Яна Гуськова. Пилотный проект продлится до конца года, и уже в марте 2019 года маркировка должна быть внедрена на всех фабриках в России.

По мнению Гуськовой, сроки очень сжатые, а риски для бизнеса очень высокие. «БАТ Россия» участвует в пилотном проекте с самого начала, и мы имеем больше шансов успеть установить все необходимое оборудование, – рассказала она. – Однако в проекте не задействованы около 300 тысяч участников табачного рынка – мелкие производители, дистрибьюторы и продавцы сигарет, и им вряд ли удастся уложиться в срок. Понадобятся дополнительное время и переходный период до одного года для внедрения и адаптации решений, выбранных по итогам эксперимента».

Она пояснила, что возможности поставщиков необходимого для нанесения маркировки оборудования ограничены. Чтобы успеть к марту, табачники должны были разместить свои заявки на поставку оборудования до июля. Если это будет сделано только по завершении эксперимента, то маркировка на всех фабриках будет введена не раньше июля–августа 2019 года.

Вадим Желнин, в свою очередь, полагает, что табачникам придется также менять дизайн упаковки. «Это довольно большая головная боль и заметные деньги, – сказал он. – Важно учесть высокое быстродействие печатающих устройств. Потому что современные машины выпускают сигареты со средней скоростью примерно 800 пачек в минуту».

Но главное, по его словам, основной мотив такой маркировки – борьба с нелегальной продукцией – несостоятелен. «Все легальные сигареты имеют либо специальные марки для пачек, произведенных в России, либо акцизные марки для импорта, – пояснил Желнин. – Эта система вполне нормально работает, действует много лет и с одного взгляда позволяет определить, легальная у вас продукция или нелегальная».

Еще четыре года назад, отметил эксперт, собираемость табачных акцизов была близка к 100%. Теперь раздаются жалобы, что, например, «Моршанская табачная фабрика» не заплатила налоги на 1,5 млрд рублей. «Это маленькая фабрика, которая производит максимум 1 млрд штук сигарет в год при объеме рынка 250 млрд, – объяснил Желнин. – По крайней мере 240 млрд штук производят компании, которые платят акцизы на 100%. И там абсолютно прозрачный бизнес, и все игроки известны».

Черная метка

«Мой многолетний опыт говорит о том, что эта вещь бессмысленна и бесполезна, – заявил Желнин. – Это, наоборот, приводит к дополнительному росту доли нелегальной продукции, потому что дорожает легальная. И выгодно только тем, кто производит это оборудование, которое они эксклюзивно будут продавать довольно дорого: все эти компьютеры, надпечатки, ежегодные поборы за эксплуатацию всей этой системы».

Изначально предполагалось, что отслеживание табака будет производиться через уже работающую много лет на алкогольном рынке систему ЕГАИС. Но в прошлом году от этой идеи отказались. Новая система на самом деле уже имеет название – «Честный знак». Помимо табака, добровольный эксперимент по маркировке меткой Data Matrix производится на лекарственном рынке. В июле началась научно-исследовательская работа, предваряющая эксперимент на рынке пива.

В марте 2019 года для табака метка станет обязательной, а с июля – для рынка обуви. С декабря следующего года метку будут наносить на духи, трикотажные блузки, пальто, плащи и куртки, белье, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки и др.

В общем, «Честный знак» с подачи правительства собирается покрыть всю промышленность. В декабре 2017 года президент Владимир Путин одобрил решение о создании до 2024 года Единой национальной системы сплошной маркировки товаров. Оператором проекта был назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Для управления была создана дочерняя компания «Оператор – ЦРПТ».

Выгодоприобретатели становятся яснее, если посмотреть, кто владеет ЦРПТ. А именно: USM Holdings Алишера Усманова («Петер-сервис», 50%), «Ростех» Сергея Чемезова (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%). Оборудование будет предоставлять созданная в 2018 году компания «ТрекМарк». Помимо ЦРПТ среди создателей значатся швейцарская компания SICPA и Российский фонд прямых инвестиций. Оборудование будет выпускаться на мощностях концерна «Автоматика».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама