18 апреля 2024
USD 94.07 +0.49 EUR 99.93 +0.14
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Прощай, «Коста Конкордия»
Зарубежье

Прощай, «Коста Конкордия»

В скором времени лайнер «Коста Конкордия» будет отбуксирован в родной порт. Это кульминация самой дорогой операции по подъему затонувшего судна в истории мореплавания.

66 000 кубических метров — ровно столько воздуха должны удерживать 30 металлических кессонов, самые большие из которых имеют высоту 33 метра. Закрепленные на бортах «Коста Конкордии», они напоминают гигантский спасательный пояс.

14 июля стартовала операция по подъему лайнера: сжатый воздух начали закачивать в специальные кессоны, после чего аварийное судно с шумом приподнялось со дна. Два с половиной года спустя после трагедии у берегов острова Джильо перевернувшийся круизный лайнер отправляется в последний путь. При определенном везении — и если позволит погода — транспортировка до Генуи должна занять, по расчетам Франко Порчеллаккьи, около недели. Там девять лет назад «Коста Конкордия» сошла на воду — там же ее пустят на металлолом.

Порчеллаккья был одним из конструкторов «Коста Конкордии». Сегодня он курирует ее буксировку со стороны судоходной компании, что без сомнения является более сложной задачей. До начала операции расходы оценивались в полтора миллиарда евро. За эти деньги можно было бы купить три новых судна аналогичного класса.

Счет оплатит международная страховая ассоциация, но дело не только в деньгах: на кону репутация, доверие и даже честь Италии. Капитан Франческо Скеттино легкомысленно посадил судно на скалу, после чего трусливо бежал, тем самым подтвердив самые расхожие клише о средиземноморской беспечности.

Порчеллаккья олицетворяет собой другую Италию; устранение последствий он называет задачей национального значения. Его цель — полностью искупить грех против кодекса чести мореплавателей, создав прецедент технически и экологически безупречной (и потому самой дорогой в истории) утилизации затонувшего судна.

Серьезные препятствия на этом пути были устранены субподрядчиками — компаниями Titan из США и Micoperi из Равенны, которая специализируется на офшорных нефтяных платформах. Инженеры Micoperi соорудили подводную террасу, благодаря которой удалось поставить на киль судно, лежавшее на правом борту; персонал фирмы Titan прошлым летом при помощи гидравлических систем выставил лайнер по вертикали.

Руководить операцией предстоит Николасу Слоану, капитану и эксперту по устранению проблем. Ему уже приходилось распиливать и подрывать суда, поднимать со дна подлодки и латать трубопроводы. На Джильо он провел последние два года. Это самая длительная командировка в его карьере. В драматургии публичного поднятия ему досталась главная роль любезного грубияна. Временами Слоан шутит на грани фола.

Молчаливый инженер Порчеллаккья не любит публичности; он тихо, но оживленно рассказывает о «верификациях» — сложных моделях вычисления перед подобными операциями. До начала процедуры спрямления (операция по исправлению крена судна — «Профиль») необходимо было убедиться, что не появится трещины в корпусе (это обернулось бы катастрофой). Перед всплытием — что громоздкая конструкция из посудины и кессонов не перевернется и не затонет. И что она выдержит среднее волнение (двухметровые волны) — все это было бы равнозначно катастрофе.

Инженеры просчитали, сколько воздуха под давлением нужно закачать в кессоны, чтобы потерпевшее крушение судно поднялось на 12 м и получило осадку 18 м — на 10 м больше, чем до аварии. Два больших буксира спереди, два менее мощных сзади для стабилизации; на палубе контейнеры, служащие в качестве командного центра. Вахту несут примерно с десяток специалистов включая капитана морской службы по вывозу мусора Николас Слоан.

Заданная скорость в 2 узла (3,7 км/ч) соответствует неторопливой пешей прогулке. Чтобы добраться до Генуи, расположенной примерно в 300 км, бывшей Costa Concordia понадобится около 4 дней. Это будет ее самый медленный и, вероятно, самый тщательно спланированный рейс.

Генуя — довольно экзотическое кладбище кораблей. Обычно последний рейс совершается в страну, достаточно бедную и потому не обремененную излишне строгими природоохранными нормами. Но буксировочный «бандаж» не выдержит дальнего пути, и такое решение не удастся подать как широкий жест, призванный компенсировать ущерб.

«Спецоборудование» включает в себя рыболовную сеть, которую установят за кормой на тот маловероятный случай, что с судна что-нибудь упадет в море. У Слоана есть свое мнение на этот счет, которым он предпочитает ни с кем не делиться. Ему еще не доводилось буксировать судно в Геную, и, возможно, второго случая не представится.

Зато несколько раз Слоан буксировал потерпевшие крушение посудины в Пакистан, и, вероятно, туда он еще вернется. Но там он не станет рассказывать, что на Земле есть страны, где позади аварийного судна приходится натягивать сеть — на случай, что в море случайно скатится пивная банка.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».