Профиль

Простого управленца легче уволить, чем избранного мэра

Глав городов и районов будут назначать сверху

©

В Государственную думу внесен законопроект, отменяющий прямые выборы мэра и городских депутатов в крупных городах и вводящий районного сити-менеджера. Изменения могут коснуться федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст законопроекта опубликован на сайте нижней палаты парламента, его рассмотрение в первом чтении пройдет 15 апреля.

В пояснительной записке говорится, что в послании президента Путина Федеральному собранию в конце 2013 года был призыв реформировать систему местной власти. Она должна стать сильной, независимой, финансово состоятельной и подконтрольной населению. Через неделю после послания Путин на пресс-конференции сказал, что жители городов должны иметь право выбирать мэра.

Один из авторов законопроекта, сенатор Степан Киричук сообщил, что сейчас в России 67 городов с районным делением, большинство из них - областные центры, и реформа местной власти может коснуться только их.

Законопроект внесли депутаты из партии «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и член Совета Федерации Степан Киричук.

Округа станут двухуровневыми

Крупные городские округа авторы законопроекта предлагают сделать двухуровневыми: в них появятся внутригородские районы. В них представительные органы будут формироваться из глав поселений в составе этого района и из городских депутатов. Депутаты будут избираться представительными органами поселений из своего состава.

Уровнем ниже, в городском округе, представительный орган предлагают формировать из состава таких же органов внутригородских районов. Горожане смогут выбирать только делегатов районного совета, которые сформируют общегородской совет. Совет будет выбирать главу округа и своего председателя из своего состава.

В парламенте городского округа будет равная норма представительства, не зависящая от того, сколько людей живет в районе. То есть, районы, в которых живет 60% населения и 10%, будут представлять, например, по два депутата.

Главой местной администрации будет сити-менеджер, нанимаемый по результатам конкурса на срок от 2 до 5 лет. Он будет заниматься хозяйственными вопросами.

Система хороша только для войны

Эксперты считают, что предложенные меры не помогут бороться с коррупцией и неподконтрольностью местных властей, а наоборот, сделают их деятельность менее прозрачной.

Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии, считает, что после того, как осенью на выборах мэра в Екатеринбурге и Петрозаводске победили кандидаты от оппозиции, Кремль забеспокоился и пытается не допустить роста их влияния.

Идея с отменой выборов местной власти - это почти 20-летняя мечта сторонников вертикальной власти в России, говорит Дмитрий Орешкин, политолог, ведущий научный сотрудник Института географии РАН. «Такая система повторяет военную систему руководства и хороша, только когда идет война. Сначала у Путина были в подчинении 85 губернаторов, а по законам менеджмента, управлять больше, чем 8-9 подчиненными, очень сложно. Он начал с введения 8 федеральных округов, которые уже управляют субъектами федерации. Дальше идут губернаторы, под ними городская и районная власть. Но в мирной жизни людям самим виднее, как им жить, и они пытаются вести себя, как хотят».

Однако в предложении законодателей есть и позитивная мера, считает политолог Хомяков: «В крупных городах исполнительная власть на районном уровне будет формироваться из состава выбираемых депутатов. В этом случае те, кто управляет городом, уже будут знакомы с проблемами своего района, в отличие от приехавшего из Тюмени в Москву мэра Собянина. Но пока непонятно, коснутся ли все эти изменения Москвы и Санкт-Петербурга».

Появление сити-менеджеров не улучшит ситуацию. Избранный мэр должен отвечать за все, что происходит в городе, иначе смысла в его победе на выборах нет, уверен Валерий Хомяков.

Кто займется реальными делами

Дмитрий Орешкин утверждает, что институт сити-менеджеров — это не способ улучшить управление городом, а еще один инструмент встроить мэров в государственную вертикаль.

«Областная столица — обычно самый большой город, в котором живет обычно больше трети или даже половина населения, производящая больше половины ВВП этого региона. Им распоряжается городская элита, которая не хочет отдавать деньги в другие части области или страны. По 12-й статье Конституции, городской начальник не является подчиненным губернатора, в отличие от местной прокуратуры, МВД, судей.

Власти уже долго ищут путь изменить это. В начале нулевых в Думе была идея понизить уровень самоуправляемости с городского до районного, тогда Конституцию не пришлось бы менять, и районы бы сами решали, в какой цвет красить лавочки. Это не получилось воплотить в жизнь, потому что города не хотели терять свои полномочия и стали сопротивляться.

Вторая идея — оставить мэра при его официальном статусе и обязанности поздравлять ветеранов с 9 мая, а реальными делами будет заниматься сити-менеджер, которого назначает и увольняет губернатор при одобрении городского парламента либо депутатов Городской думы»,— говорит Орешкин.

В декабре в Госдуму был внесен законопроект об отмене института сити-менеджеров. По мнению автора инициативы, депутата от «Справедливой России» Михаила Сердюка, управление городским районом по контракту противоречит принципу выборности местных властей.

В России сити-менеджмент появился в 2003 году. Тогда в законодательство внесли схему, по которой городскую администрацию может возглавить наемный управляющий. Это возможно как при прямых выборах мэра, так и при его выборах из числа депутатов. Это сделано для того, чтобы глава города занимался политикой, а экономикой — профессиональный управленец. Если он неэффективно управляет своим районом или городом, его легче поменять, чем избранного мэра.

Самое читаемое
Exit mobile version