Профиль

Рабы ожиданий

Главные экономические фаталисты в стране – российские власти. Куда потянет веревка цен на нефть, в ту сторону и пойдет послушный осел – ВВП

Главные экономические фаталисты в стране – российские власти. Куда потянет веревка цен на нефть, в ту сторону и пойдет послушный осел – ВВП

Министр экономического развития Алексей Улюкаев говорит в интервью «Российской газете»: «Наш официальный прогноз, который строился на среднегодовых ценах на нефть чуть выше, чем сегодня, предполагал рост экономики на 0,7%. При 40 долларах за баррель – от нуля до минус 0,5%. То есть на экономический рост мы в этом году не выходим при таком сценарии».

Но Алексей Улюкаев – что уже положительно – считает, что «наша экономика ждет сигнала», которым могли бы стать отмена западных санкций, «снижение ключевой ставки Банка России», «более активная поддержка государством инвестиций».

Похоже, что главные российские начальники и этим не озабочены – будь что будет, авось не пропадем, фрукты из Сирии на подходе! Когда-нибудь спад завершится и начнется постепенный рост – вот и естественное решение. Но спад, стагнация длится уже второй год! А российские власти спокойно смотрят на происходящее – высказываются неторопливые мнения, ведутся ночные обсуждения у главы государства, но результата – активного противодействия спаду – нет. Но это совсем не безобидно. Длительная депрессия опасна тем, что разрушает институты частного предпринимательства – заставляет закрываться бизнесы, имеющие хорошую кредитную историю, квалифицированных сотрудников, клиентов, перспективы. Они обладают устойчивостью, но она небезгранична. И лучше было бы, чтобы экономика России начала выходить из кризиса, сохранив человеческие возможности, накопленные в период роста.

Ключевая проблема – необходимо увеличить совокупный спрос. Заместить сокращение частного спроса увеличением государственного – поддержать общий уровень расходов. Величина такого дополнительного финансирования должна быть как минимум равна величине спада за прошлый год – примерно 4% ВВП.

Источником покрытия дефицита бюджета должны выступать внутренние займы, увеличение внутреннего долга России – он в нашей стране небольшой, не превышает 9% ВВП. Программа стимулирования увеличит его всего на несколько процентов. Ситуация с долгом – положительное наследие предшествующего экономического роста, примерно такое же, как Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, – ресурс, который следует использовать. Покупателями долговых обязательств могут выступить российские банки, испытывающие сегодня снижение спроса на кредиты, – падение потребительского спроса и снижение инвестиций сказываются на банковской системе. Поэтому программа бюджетного стимулирования экономики окажет положительный эффект и на состояние банковской системы. Тогда при снижении инфляции, ожидаемом росте совокупного спроса заработает «снижение ключевой ставки Банка России».

Улучшение перспектив приведет к росту инвестиций и потребительского кредитования, и одновременно снижение ставки окажет положительное влияние на цену государственных заимствований. Между прочим, если программа стимулирования окажется успешной, то возросший ВВП будет иметь своим следствием снижение бремени внутреннего государственного долга (в процентах к ВВП).

Такова главная идея активной экономической политики, но дальше начинаются серьезные вопросы.

Они касаются не только способности российских властей такую решительную программу принять и реализовать. Не только необходимости изменить внешнюю политику – урегулировать отношения с Украиной, снять внешние санкции, открыв России дорогу к мировому рынку капиталов. Есть и чисто экономический аспект программы стимулирования – на что должны быть направлены ресурсы, совокупный объем которых составит примерно четверть от сегодняшнего федерального бюджета?

Первое и естественное – социальные программы. Главная проблема – стимулировать спрос. Пока нет спроса, никакие инвестиции, снижение налогов, льготы производственникам – ничего из этого работать не будет. Все это понадобится, когда экономический рост уже будет запущен. Инвестиции в отрасли, где создается человеческий капитал, – в науку, образование, медицину, культуру, – а также инфраструктурные проекты тогда кажутся наиболее очевидной целью, но обязательно в сочетании с последующими перспективами частных инвестиций.

И, конечно, не будет никаких частных инвестиций, пока мы имеем такую «силовую» составляющую экономики. Никто не будет создавать и вкладываться в бизнес, понимая, что если он окажется успешен, то бизнес у него «отожмут» с помощью госорганов, которым противопоставить нечего.

Все это – мечты. Невозможные без смены власти. На деле же есть другое – медленно бредущий под гору на веревке низких цен на нефть упрямый осел российского ВВП.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев говорит в интервью «Российской газете»: «Наш официальный прогноз, который строился на среднегодовых ценах на нефть чуть выше, чем сегодня, предполагал рост экономики на 0,7%. При 40 долларах за баррель – от нуля до минус 0,5%. То есть на экономический рост мы в этом году не выходим при таком сценарии».

Но Алексей Улюкаев – что уже положительно – считает, что «наша экономика ждет сигнала», которым могли бы стать отмена западных санкций, «снижение ключевой ставки Банка России», «более активная поддержка государством инвестиций».

Похоже, что главные российские начальники и этим не озабочены – будь что будет, авось не пропадем, фрукты из Сирии на подходе! Когда-нибудь спад завершится и начнется постепенный рост – вот и естественное решение. Но спад, стагнация длится уже второй год! А российские власти спокойно смотрят на происходящее – высказываются неторопливые мнения, ведутся ночные обсуждения у главы государства, но результата – активного противодействия спаду – нет. Но это совсем не безобидно. Длительная депрессия опасна тем, что разрушает институты частного предпринимательства – заставляет закрываться бизнесы, имеющие хорошую кредитную историю, квалифицированных сотрудников, клиентов, перспективы. Они обладают устойчивостью, но она небезгранична. И лучше было бы, чтобы экономика России начала выходить из кризиса, сохранив человеческие возможности, накопленные в период роста.

Ключевая проблема – необходимо увеличить совокупный спрос. Заместить сокращение частного спроса увеличением государственного – поддержать общий уровень расходов. Величина такого дополнительного финансирования должна быть как минимум равна величине спада за прошлый год – примерно 4% ВВП.

Источником покрытия дефицита бюджета должны выступать внутренние займы, увеличение внутреннего долга России – он в нашей стране небольшой, не превышает 9% ВВП. Программа стимулирования увеличит его всего на несколько процентов. Ситуация с долгом – положительное наследие предшествующего экономического роста, примерно такое же, как Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, – ресурс, который следует использовать. Покупателями долговых обязательств могут выступить российские банки, испытывающие сегодня снижение спроса на кредиты, – падение потребительского спроса и снижение инвестиций сказываются на банковской системе. Поэтому программа бюджетного стимулирования экономики окажет положительный эффект и на состояние банковской системы. Тогда при снижении инфляции, ожидаемом росте совокупного спроса заработает «снижение ключевой ставки Банка России».

Улучшение перспектив приведет к росту инвестиций и потребительского кредитования, и одновременно снижение ставки окажет положительное влияние на цену государственных заимствований. Между прочим, если программа стимулирования окажется успешной, то возросший ВВП будет иметь своим следствием снижение бремени внутреннего государственного долга (в процентах к ВВП).

Такова главная идея активной экономической политики, но дальше начинаются серьезные вопросы.

Они касаются не только способности российских властей такую решительную программу принять и реализовать. Не только необходимости изменить внешнюю политику – урегулировать отношения с Украиной, снять внешние санкции, открыв России дорогу к мировому рынку капиталов. Есть и чисто экономический аспект программы стимулирования – на что должны быть направлены ресурсы, совокупный объем которых составит примерно четверть от сегодняшнего федерального бюджета?

Первое и естественное – социальные программы. Главная проблема – стимулировать спрос. Пока нет спроса, никакие инвестиции, снижение налогов, льготы производственникам – ничего из этого работать не будет. Все это понадобится, когда экономический рост уже будет запущен. Инвестиции в отрасли, где создается человеческий капитал, – в науку, образование, медицину, культуру, – а также инфраструктурные проекты тогда кажутся наиболее очевидной целью, но обязательно в сочетании с последующими перспективами частных инвестиций.

И, конечно, не будет никаких частных инвестиций, пока мы имеем такую «силовую» составляющую экономики. Никто не будет создавать и вкладываться в бизнес, понимая, что если он окажется успешен, то бизнес у него «отожмут» с помощью госорганов, которым противопоставить нечего.

Все это – мечты. Невозможные без смены власти. На деле же есть другое – медленно бредущий под гору на веревке низких цен на нефть упрямый осел российского ВВП.

Самое читаемое
Exit mobile version