23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Разгрузочные дни
Политика

Разгрузочные дни

Почти каждый рабочий день после майских праздников отмечается отставкой очередного губернатора, вернее, псевдоотставкой. Уволенный тут же получает от президента Владимира Путина статус временно исполняющего обязанности главы региона и санкцию на досрочные выборы. Пока таких губернаторов семь. 

Ровно так же проходили майские дни прошлого года: тогда на «досрочку» вышло 19 губернаторов, большинству из них до плановых выборов оставалось два-три года.

Сами главы регионов объясняют происходящее желанием «понимать перспективы», просьбами жителей, «большим заделом» работы, которую надо продолжить. В Кремле полуофициально говорят, что вал досрочных отставок связан с нежеланием совмещать губернаторские выборы с кампанией в Госдуму в 2016 году.

Есть еще одно неофициальное объяснение – главы регионов хотят получить гордое звание избранных до того, как экономическая ситуация в стране станет совсем плохой и выиграть кампанию после истечения сроков полномочий будет труднее. С точки зрения тактики ход выглядит разумным, стратегии – сомнительным. В 2019–2020 годах вновь пройдут массовые губернаторские кампании, а вернутся ли к этому времени «тучные» времена – вопрос.

Кроме того, с момента возвращения прямых выборов губернаторов в 2012 году санкция на «досрочку» стала считаться среди глав регионов знаком особого доверия: если уж избрался, то можно быть спокойным пять лет, до истечения срока полномочий.

Чтобы граждане не устали

Впервые о массовых досрочных кампаниях заговорили в близком к Кремлю Институте социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) в 2012 году. Эксперты предложили «избрать» губернаторов всех российских регионов с 2013 по 2015 год. Аргументов было несколько. Главный – легитимация региональных властей накануне выборов в Госдуму. В ИСЭПИ сочли, что проведенные выборы резко снизят внутриэлитные конфликты: претенденты на губернаторские посты якобы могут использовать парламентскую кампанию по одномандатным округам как средство для раскрутки к выборам главы региона. Кроме того, в фонде указали, что из-за проведения выборов два года подряд – в 2016 (Госдума) и 2017 (губернаторы 22 регионов) годах – к президентской кампании у россиян может появиться усталость от голосования.

Досрочные выборы-2012
В 2012 году первые после 8-летнего перерыва в России были возвращены прямые губернаторские выборы. Первые из них состоялись 14 октября в пяти регионах. В Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской областях они были запланированными. В Рязанской – досрочными. Переизбрались все действующие главы, выдвинутые ЕР. Рязанский губернатор Олег Ковалев по собственной инициативе досрочно ушел в отставку и был назначен врио губернатора. Победил благодаря тому, что предложил основному оппоненту – кандидату от «Патриотов России», члену «Общероссийского народного фронта» Игорю Морозову место в Совфеде взамен на снятие с выборов.

Федеральный центр, кажется, почти точно следует рекомендациям: в 2014 году прошло 19 досрочных кампаний, в этом назначено уже 11 и, кажется, будет еще больше. При этом в 2013 году на внеплановые выборы вышли главы только трех регионов.

2016 год от выборов уже разгружен, на него приходятся кампании всего в четырех регионах: Тверской, Тульской, Ульяновской областях и Чечне. При этом губернаторы Андрей Шевелев, Владимир Груздев, Сергей Морозов и Рамзан Кадыров также лоббировали досрочные выборы еще в прошлом году, и есть шанс, что сейчас у них это получится.

Сложное – на десерт

В прошлом году, несмотря на обилие досрочных кампаний, интриг на выборах никто не ожидал. На выборы пошли либо сильные главы, либо руководители регионов, где давно забыли о политической конкуренции и избрание было гарантировано даже слабым игрокам. Управляемости помогает муниципальный фильтр и лояльность большинства партий федеральной власти. Например, в Курской области конкуренцию не самому популярному губернатору Александру Михайлову мог составить бывший глава области Александр Руцкой, у которого «обнаружились» двойные подписи местных депутатов. Экс-премьера Башкирии Раиля Сарбаева и бывшего спикера заксобрания Орловской области Ивана Мосякина, которые также могли бы побороться с действующими главами, сняли с выборов партии, их выдвинувшие.

Досрочные выборы-2013
8 сентября 2013 года выборы глав прошли в 8 регионах, из которых досрочные – в 3-х. Во всех регионах сохранили свои посты губернаторы. Все победители были выдвинуты ЕР (за исключением «эсера» Константина Ильковского, которого в Забайкалье поддержали единороссы, и врио мэра Москвы, члена ЕР Сергея Собянина, который шел как самовыдвиженец). Плановые выборы прошли во Владимирской, Магаданской областях, Забайкальском и Хабаровском краях, в Чукотском АО.

Более сложные регионы с протестными настроениями, наложившимися на низкий рейтинг губернаторов, конфликтующих с местными влиятельными группами, остались. Сейчас кризис чувствуется острее, и избираться придется не самым сильным главам. Например, будет баллотироваться единственный губернатор от ЛДПР Алексей Островский, который руководит Смоленской областью. В этом регионе ни один из действующих глав не смог переизбраться за всю историю выборов, а на выборах в Госдуму за партию власти (а значит, и за власть в широком смысле) проголосовало 36% избирателей при среднем результате по стране 49%. Островского активно критикует лидер местных справороссов, экс-глава областной ЕР Алексей Казаков, которого связывают с предыдущим руководством региона.

Готовы раскрутиться

Обещает побороться за пост главы Омской области депутат Госдумы от КПРФ, бывший альфовец Олег Денисенко, который давно находится в кадровом президентском резерве, его фамилия в качестве возможного кандидата в губернаторы одного из регионов не раз звучала еще во время назначений. В Иркутской области врио главы региона Сергеем Ерощенко недовольны местные влиятельные строительные группы, которые готовы либо выдвинуть своего кандидата – например, бывшего лидера местных единороссов Александра Битарова, либо поддержать кандидата от КПРФ, депутата Госдумы Сергея Левченко. В Брянской области, где в прошлом году на место Николая Денина (кстати, избранного) был назначен депутат Госдумы Александр Богомаз, намерен баллотироваться зампред ветеранской организации «Боевое братство» Николай Шуба.

Всем этим политикам губернаторская кампания накануне думской дает еще одну возможность – по максимуму раскрутиться на критике действующей власти. Если выборы будут проиграны, задел к кампании по одномандатным округам останется – кризис будет только углубляться, и кандидат всегда сможет напомнить избирателям: «А я же вас предупреждал, выбрали бы меня, все было бы по-другому». Все эти случаи свидетельствуют о том, что досрочная губернаторская кампания может не устранить конфликты, а только их накалить.

«Это загоняет конфликты под ковер. В ряде случаев даже обостряет, если будущий кандидат в Госдуму идет на выборы главы региона с критикой кандидата в губернаторы от власти. Некоторые попытаются поднять протестный электорат уже в этом году, но тем сложнее им будет в следующем. Губернатор, избравшись, костьми ляжет, чтобы возмутитель спокойствия в парламент не попал. Что опять же может обострить конфликт. В большинстве случаев будут пытаться договариваться», – прогнозирует политолог Константин Калачев.

Досрочные выборы-2014
14 сентября 2014 года выборы глав прошли в 30 субъектах РФ, из которых досрочные – в 19. Везде в первом туре победили врио руководителей регионов, представляющие ЕР. Очередные выборы состоялись в Алтайском крае, Республике Алтай, Республике Коми, Удмуртской республике, Ненецком АО, Астраханской, Воронежской, Кировской, Курганской, Орловской, Псковской областях.

Выборы – не гарантия

Так же сомнительно выглядит аргумент о том, что любой избравшийся глава может спать спокойно до конца срока полномочий. Кампания экс-главы Брянской области Николая Денина в 2012 году стоила немало крови: против него выдвинулся депутат Госдумы от КПРФ Вадим Потомский, который смог успешно преодолеть муниципальный фильтр. Более того, Потомскому удалось снять Денина с выборов. Возвращать губернатора в бюллетень пришлось через Верховный суд, в последние дни кампании агитировали за главу области статусные единороссы и лидер ЛДПР Жириновский, в регион приехали наблюдатели из администрации президента. Через два года Денин был отстранен президентом с максимально жесткой формулировкой – утрата доверия. «Никаких дополнительных привилегий избранный глава не получает. Убрать могут любого», – говорит Константин Калачев.

Первый замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Алексей Диденко так говорит об основаниях проводить досрочные губернаторские кампании: «Все выборы строятся по вертикали от главных выборов – президентских, остальные этому подчиняются. Губернаторские выборы – итог всестороннего диалога». По его мнению, досрочные отставки и переназначения на местах должны сделать 2017 год «спокойным, без выборов, шумной агитации, это позволит сосредоточиться на федеральной повестке».

«Сейчас все уже забыли о какой-то разгрузке федеральных кампаний. Главное – провести кандидатов до кризиса, который, по мнению аналитиков, сильнее всего ударит по России осенью 2015‑го – зимой 2016 года», – не соглашается глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев.

Политтехнолог Валентин Бианки ожидает, что «массовый избиратель» негативно отреагирует на экономические сложности не сразу: «досрочники успеют проскочить». Еще один плюс переноса – думская кампания «в телевизоре» не затмит губернаторскую. По его мнению, в 2016 году губернаторам будет непросто: предполагается, что в думской кампании будет активно участвовать ОНФ, который специализируется на критике глав регионов – под удар уже попадали и бывший глава Сахалинской области Александр Хорошавин, и архангельский губернатор Игорь Орлов, и глава Подмосковья Андрей Воробьев. Это может негативно сказаться и на кампаниях 2017 года – избиратели еще не забудут выпады «фронтовиков» на думских выборах. «Пока выдвижение оппозиционеров в пиар-целях менее опасно, чем в 2016-м. У губернаторов шире возможности для торга, а у их оппонентов – пространство для него. В ходе кампании в Госдуму ничего подобного не будет», – заключает эксперт.

Досрочные выборы-2015
13 сентября 2015 года пройдут выборы глав 20 регионов. Плановые – в 10 субъектах: Марий Эл, Татарстане, Чувашии, Еврейской автономной области, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Пензенской, Ростовской, Тамбовской областях. Досрочные выборы (по состоянию на 22 мая) еще в 11 регионах.

Без сюрпризов

Неожиданностей на выборах ждать не приходится. Муниципальный фильтр позволяет отсеять практически любого кандидата, а если предполагаемый сильный конкурент действующего главы подобрался к нужному числу подписей муниципальных депутатов, снять кандидата с выборов может выдвинувшая его партия (так было в прошлом году с Раилем Сарбаевым). Кроме того, практически любой статусный региональный политик – вполне системный человек, который постоянно подчеркивает, что выступает против губернатора, но поддерживает президента, – выдвигаться от резко оппозиционного «Парнаса» или даже более умеренного «Яблока» он не будет, а на остальные партии Кремль всегда может повлиять. Получается замкнутый круг.

Возникает логичный вопрос: а зачем вообще власти нужны эти досрочные выборы? Риски, что выстроенная система даст сбой, минимальны. На страже губернаторских кампаний стоит муниципальный фильтр, выдвижение одномандатников в Госдуму – тоже процесс вполне контролируемый. Без сбора подписей кандидатов могут выдвигать только 14 партий, среди них только две критикуют Кремль – это «РПР-Парнас» и «Яблоко». В подписях самовыдвиженцев избиркомы регулярно находят изъяны. На каждую партию на всякий случай заготовлен спойлер, который отберет у нее «лишние» голоса. Все отрегулировано и работает – даже в протестной Москве оппозиции не удалось провести ни одного кандидата в Мосгордуму, в не менее протестном Санкт-Петербурге без проблем избрался непопулярный губернатор Георгий Полтавченко. Этому выборному конвейеру нужен минимум персонала, вся внутренняя политика расписана. После присоединения Крыма все стало еще проще – все четыре парламентские партии стали единой партией власти. Выходит, что многочисленным кураторам внутренней политики просто нечем заниматься – нет проблем, не нужны люди, которые их могли бы решить. Значит, необходима видимость деятельности – назначение досрочных выборов, проведение праймериз, подобных московским. С одной стороны, ничего значимого не происходит, с другой – работа кипит. Составляются рейтинги, проходят брифинги, администрация президента требует конкурентности, открытости и легитимности кампаний. Если политической жизни в стране нет, то надо ее придумать. Люди относятся к придумкам равнодушно – например, явка на выборы в Мосгордуму при всех праймериз и их рекламе составила всего 21%. Искусство живет ради искусства.

корреспондент газеты «Коммерсантъ», – специально для «Профиля»

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».