17 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

«Россияне недолюбливают Крым и боятся сюда ехать»

Запрет на турпоездки в Турцию и Египет породил у руководства РК надежду, что в 2016 году Крым станет для российских туристов альтернативой популярным заграничным курортам. Распробовали ли россияне прелести отдыха в Крыму, и сколько отдыхающих на самом деле воспользовались местными курортами в этом году?

Для нынешней крымской власти цифра 6 миллионов обладает своеобразной магией и имеет почти сакральное значение. Именно такое количество туристов курорты полуострова принимали в последние годы перед его присоединением к России. В российском Крыму этот показатель значительно «просел», чему были и есть объективные причины в виде транспортных проблем и резкого сужения «географии отдыхающих». Тем не менее на протяжении трех последних лет крымская власть с завидным упорством пыталась «догнать и перегнать» украинские показатели. И в 2016 году, если верить официальной статистике, у нее это наконец-то получилось.

Желаемое и действительное

Еще в марте, то есть задолго до начала курортного сезона и появления первых данных о транспортном потоке и загрузке санаториев, глава Крыма Сергей Аксенов без обиняков заявил, что республика рассчитывает принять в этом году более 6 миллионов туристов, то есть почти на 1,5 миллиона больше, чем в 2015‑м. Под взятую крымским премьером высокую планку пришлось подстраиваться и его подчиненным из Министерства курортов и туризма РК. На протяжении всего года они, словно мантру, повторяли названную Аксеновым цифру. Так, глава Минкурортов республики Сергей Стрельбицкий в ходе III туристского форума «Открытый Крым», проходившего в конце сентября в Ялте, заявил, что, судя «по тем тенденциям, которые сегодня наблюдаются на туристическом рынке», Крым «все-таки» выйдет на показатель 6 миллионов туристов.

О том, насколько большое внимание власти уделяют количественным результатам крымского курортного сезона, свидетельствует то, что эту тему прокомментировал даже российский МИД. Официальный представитель внешнеполитического ведомства Мария Захарова посчитала нужным опровергнуть вышедшую в конце августа публикацию агентства Reuters о малом количестве туристов на полуострове. «Хочу сказать, что Крым остается одним из самых востребованных и любимых мест отдыха и россиян, и, наверное, к чьему-то большому разочарованию, и украинцев, – заявила она на брифинге. – Цифра, которая прогнозируется по итогам этого года, – 6 миллионов, и я думаю, что она будет достигнута».

Чиновники из Ростуризма чуть более скромны в оценках. Глава этого ведомства Олег Сафонов в сентябре заявил, что по итогам 2016 года на полуострове ожидается 5,5–6 миллионов внутренних туристов. И совсем уж диссонансом прозвучали данные Российского союза туриндустрии (РСТ), согласно которым «прошлогодний годовой результат 4,4–4,6 млн человек на крымских курортах будет улучшен в 2016 году до 4,7–4,9 млн. «Это меньше ожиданий, но все равно неплохо», – заметили в РСТ.

Большинство опрошенных «Профилем» представителей крымской туриндустрии скептически относятся к официальным статистическим данным и прогнозам властей. «Я совершенно не владею статистикой по возможностям крымского транспорта, но столько, сколько было до 2013 года туристов в Крыму, никакие паромы и самолеты не привезут. Думаю, это скорее иллюзия, что за сезон или год в Крым приезжает столько отдыхающих и туристов»,  – сказала владелец хостела «Судак Интернешнл» Наталья Кириченко. Она не исключает, что при подсчетах чиновники записывают в туристы и жителей Крыма: «Сами крымчане довольно активно путешествуют. Их тоже считают?»

Об этом же, но более эмоционально говорит владелец белогорского парка львов «Тайган» и ялтинского зоопарка «Сказка» Олег Зубков. «За последние три года я уже привык к тому, что крымская власть постоянно выдает желаемое за действительное либо просто врет. Так было и в 2014 году, и в 2015‑м, так было и в 2016‑м», – сказал предприниматель. Он напомнил, что более чем двухмиллионное население Крыма «тоже перемещается на материк и обратно, и крымская власть считает их за приезжающих туристов, плюс едут массово федеральные чиновники, водители и так далее». «Крым не увидел и не почувствовал 6 миллионов туристов в этом году. Никакого сравнения с 2013 годом, когда эти 6 миллионов были реальные, в этом сезоне нет. Западный Крым был полупустой, да и от Судака до Ялты пляжные карты были почти пустынные, я это видел с высоты птичьего полета, летая на вертолете в Ялту и обратно», – заявил Зубков.

Генеральный директор евпаторийского четырехзвездочного пансионата «Озеро сновидений» Мария Солнцева, в свою очередь, считает, что курортный сезон этого года был более успешным, чем предыдущий. Но точное количество туристов, по ее мнению, назвать невозможно из-за сложностей с регистрацией приехавших. «Сезон‑2016 состоялся на интересе к Крыму, ностальгии и желании людей открыть для себя новые впечатления. В целом в нашем сегменте сезон прошел хорошо, так как на полуострове пока нет очень большой конкуренции среди пансионатов, предлагающих качественный отдых», – добавила Солнцева.

Директор по развитию крымской сети отелей Porto Mare Елена Юрченко, возглавлявшая Министерство курортов и туризма Крыма с марта 2014-го по июнь 2015 г., говоря о количестве приехавших в этом году туристов, выразилась дипломатично: «Принципиально не важно, сколько приедет. Принципиально важно, сколько из них уедет с желанием вернуться. Пора говорить не о количестве, а о качестве». На уточняющий вопрос о том, больше в этом году было отдыхающих, чем в прошлом, или нет, Елена Юрченко ответила: «Больше. Но совсем чуть-чуть».

Фото: most.life

«Удар в спину» оказался выгодным

Среди факторов, сыгравших в пользу Крыма, оказался запрет на поездки россиян в Турцию и Египет. «В 2016 году очень много было гостей из-за Урала, обычно выбирающих более дешевые чартеры за рубеж и более высокий сервис», – поделилась своими наблюдениями Наталья Кириченко. В целом «портрет крымского гостя», по ее словам, за последние годы изменился. «Ранее это были украинцы из городов‑миллионников и жители больших городов России, белорусы и крайне редко кто-то проживающий дальше Урала (слишком долгая и дорогостоящая дорога). Сейчас же едут бюджетники из российских городов, откуда пустили дешевые перелеты, либо те, кто проездом решил посмотреть Крым», – рассказала хозяйка судакского хостела.

Евпаторийский пансионат «Озеро сновидений» от запрета на поездки россиян в Турцию и Египет только выиграл. По словам гендиректора заведения Марии Солнцевой, в этом году особенно был востребован отдых по системе «все включено», к которому привыкли российские туристы, обычно отдыхающие на популярных зарубежных курортах. «Пока в Крыму не везде можно получить такую услугу, но многие уже задумываются о ее введении в следующем году», – добавила отельер.

Здоровый скептицизм демонстрирует и Елена Юрченко. «Не думаю, что мы чему-то «удивимся», – с присущей ей дипломатичностью сказала она в ответ на просьбу спрогнозировать курортный сезон‑2017. При этом директор по развитию сети отелей Porto Mare опасается, что всех российских туристов вновь переманят к себе турецкие и египетские курорты, поскольку запрет на поездки туда уже снят. Произойдет это, по ее словам, в том случае, если Крым не будет вкладываться в инфраструктуру, в том числе и туристическую, а в мировоззрении крымчан по-прежнему будет бытовать мнение о том, что отдыхающие «все равно приедут».

Мария Солнцева, напротив, считает, что конкурировать с Турцией и Египтом «сложно, но можно». «В Крыму есть все предпосылки для отличного отдыха, главное – правильно расставить приоритеты в данном вопросе», – убеждена она. Гендиректор пансионата «Озера сновидений» не сомневается в успешности курортного сезона‑2017, но для этого, по ее словам, нужно «много работать и слышать, чего хотят туристы». «Легко не будет, что посеешь, то и пожнешь! Поэтому мы начали готовиться к сезону‑2017 уже в сентябре этого года», – рассказала Мария Солнцева.

Владелец хостела «Судак интернешнл» тоже верит в то, что туристический сезон‑2017 будет хорошим. «Несмотря на сложности с транспортом и внутренней инфраструктурой, Крым интересен, его любят, и многие захотят сюда приехать», – полагает Наталья Кириченко. Главное, по ее словам, понимать, кто приедет, сколько времени и денег турист готов потратить и на что. «Надо предложить ему то, что он ждет, и уйти от привычки рассуждать в стиле «Зачем напрягаться? Все равно к нам и так приедут, и снимут, и заплатят». Нет! Когда есть выбор и сравнение, мы должны быть на шаг, а то и на два впереди с нашими предложениями», – убеждена хостельер из Судака. При этом она выразила надежду на то, что крымские власти «не потеряют этот год и смогут улучшить общую инфраструктуру, в первую очередь крымские дороги и парковки в городах».

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK