17 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Санкции – не повод для остановки
Россия

Санкции – не повод для остановки

Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в мировой экономике, сложна и неоднозначна. Курс доллара с начала года вырос на 60%, растет инфляция, падают фондовые индексы. Дамокловым мечом висит над рынком фактор европейских санкций. Какие результаты подобных действий ЕС мы имеем уже сейчас и почему важно реализовывать намеченные проекты даже в таких непростых условиях, рассуждает председатель правления Первого чешско-российского банка (ПЧРБ) Роман Попов.

— Бизнес сегодня пребывает в некой растерянности: нет понимания, какие действия предпринимать и на что рассчитывать. На ваш взгляд, какова здесь роль санкций — экономическая или скорее психологическая?

— Думаю, что мы можем говорить об обеих составляющих эффекта, оказываемого действующими ограничениями. Общее отношение финансовых институтов и экспортных страховых агентств к российским рискам существенно ухудшилось. Средние и малые российские банки практически потеряли возможности привлечения фондирования от иностранных банков. При этом простая логика и прагматичный подход дают в том числе и многим европейским политикам понимание безрезультативности и бесперспективности подобных действий в отношении России. Ведь такая мера в первую очередь сказывается на жизни простых граждан, снижает уровень их жизни, но не влияет на выбор политического курса государства.

— Но тем не менее создать России экономические трудности санкции уже смогли…

©
— Ослабить экономически — не значит сделать страну более управляемой в геополитическом плане. Возьмем, например, Иран: в отношении этой страны уже три десятилетия действуют санкции, и столько же времени государство находится в опале у западного мира. Но за эти годы Ирану удалось создать достойную систему импортозамещения: многое из того, что некогда покупали у европейцев, они теперь производят сами.

— Как в связи с действующим режимом ограничений развивается ваш бизнес?

— Нашей особенностью является территориальное расположение банков, входящих в группу: ПЧРБ работает в Москве, а Европейско-российский банк (ЕРБ) — в Праге. В результате мы имеем возможность предлагать полный комплекс услуг своим клиентам на территории как России, так и Европы. Совместная работа двух банков является нашим ключевым конкурентным преимуществом, позволяет максимально эффективно обслуживать международные торговые операции между Российской Федерацией и странами Европы. Для наших партнеров важно продолжать сбыт продукции в Россию, в свою очередь российские импортеры по-прежнему заинтересованы в надежных и своевременных поставках.

— Каким образом вам удается привлекать дополнительные ресурсы? Помогает ли факт наличия работающего на территории Евросоюза банка?

— Для реализации проектов экспортно-импортного финансирования порой недостаточно ресурсов одной лишь нашей группы, поэтому мы участвуем в софинансировании наряду с другими банками. Безусловно, важны наличие деловых контактов на территории ЕС и возможность реализации совместных проектов с такими авторитетными структурами, как Чешский экспортный банк и PPF Банк. ПЧРБ и ЕРБ успешно сотрудничают с государственным экспортным страховым агентством EGAP, выступившим гарантом ряда крупных экспортно-импортных сделок, — это агентство пользуется несомненным доверием у европейских финансовых институтов. Благодаря такому взаимовыгодному сотрудничеству уже открыт для посещения аквапарк GINO Paradise в Тбилиси (Грузия), успешно работает многофункциональный торгово-административный развлекательный центр Plaza в Сочи, а в сентябре этого года был осуществлен запуск уникальной когенерационной установки в морском торговом порту Оля Астраханской области. Важно понимать, что подобного рода проекты несут не только финансовую выгоду, но имеют и социально-культурную, инфраструктурную значимость на государственном уровне. Скажем, строительство и введение в эксплуатацию современного энергоцентра полностью покрывает потребность порта в электричестве и позволяет расширить его эксплуатационные возможности, тем самым открываются перспективы для увеличения потока грузов из стран Прикаспия. В строительстве было использовано чешское оборудование, в качестве генерального подрядчика также выступила чешская компания. Проект с уверенностью можно назвать международным. Это ли не показатель необходимости и важности стабильного функционирования системы экспортно-импортного торгового финансирования?

— Вы говорите о чешском страховом агентстве EGAP как о надежном, эффективном партнере в организации подобного рода финансирования. Есть ли в России структуры, которые могли бы стать гарантами таких сделок?

— Сегодня я с уверенностью могу сказать, что в лице ЭКСАР — Экспортного страхового агентства России, созданного не так давно, однако прекрасно зарекомендовавшего себя на рынке, — финансовые организации нашей страны, которые заинтересованы в осуществлении долгосрочных инвестиционных проектов, обрели надежного, быстро реагирующего, эффективного партнера. Ключевое внимание ЭКСАР уделяет экспорту высокотехнологичной и инновационной продукции, обеспечивая до 90% покрытия в случае коммерческого риска. Я надеюсь, что мы сможем совместно реализовать много интересных планов и внести вклад в развитие российского экспорта.

— Правильно ли я понимаю, что в Европе отношение бизнес-партнеров к России не сильно изменилось в связи с санкционными ограничениями?

— Я не могу судить обо всей Европе, но в Чехии и Словакии — странах, с которыми мы наиболее тесно взаимодействуем, — появилась большая осторожность, осмотрительность при подготовке новых контрактов. Учитывая необходимость подробного анализа самой сделки, ее соответствия законодательству в мельчайших деталях, соответственно, больших временных затрат, некоторые компании просто отказываются от торговли или сопровождения сделок с участием российского элемента. Эта ситуация находит отражение и в ценовой политике поставщиков. Но, невзирая на все сложности, мы продолжаем работать, хотим развиваться, движемся к намеченным целям, ищем новые решения и возможности и именно с такой установкой встречаем каждый новый день.

— Скажите, как в такой непростой ситуации на рынке складываются взаимоотношения с регулирующими финансовыми институтами?

— Оба наших банка — ПЧРБ в России и ЕРБ в Чехии — работают в строгом соответствии с законодательством, неукоснительно выполняют требования контролирующих органов, предоставляют в полном объеме необходимую информацию. Мы видим роль регулятора прежде всего в поддержании, укреплении и развитии стабильной работы подконтрольных субъектов. К сожалению, сегодня мы часто сталкиваемся со слабо аргументированным, не поддающимся логическому объяснению вниманием к сделкам, абсолютно прозрачным, полностью отработанным с точки зрения всех нормативных директив. Естественным образом это создает напряженность в процессе подготовки и осуществления финансирования проектов. Поэтому мы надеемся, что на высоком уровне будут приняты решения, которые позволят нам четко, без задержек и излишне объемного документооборота выполнять свою работу, привлекать на российский рынок перспективные инвестиции и способствовать росту экспорта в страны Европы, в частности в Чехию и Словакию.

Любые санкции — это своего рода испытание. Пройти его, возможно, даже полезно, чтобы уже в обозримом будущем стать сильнее, использовать накопленный опыт как серьезное подспорье в создании качественно новой системы экспортно-импортного финансирования. И я уверен, что при совместной работе государства и частного бизнеса в этом направлении мы сможем добиться отличных результатов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».