19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Мобильные амбиции
Экономика

Мобильные амбиции

В 2017 году крупнейший банк России планирует запустить собственного мобильного оператора, правда, пока виртуального — на базе Tele2. Предполагается, что это позволит Сбербанку экономить на смс-рассылках, а «материнский» оператор получит крупного корпоративного клиента и простор для рекламы.

О намерениях Сбербанка всерьез заняться телекоммуникациями журналистам рассказал первый заместитель председателя правления Лев Хасис. «Мы уверены, что сможем выйти на рынок с вау-продуктом, но мы предпочитаем не давать обещания, а говорить о том, что уже стало реальностью, — заявил он. — Поэтому когда продукт будет готов, мы подробно об этом расскажем. Это будет, видимо, ближе к середине следующего года».

В августе дочерняя компания «Сбербанка» «СБ-Телеком» (в будущем будет переименована в «Сбербанк-Телеком») получила лицензию MVNO (mobile virtual network operator). Через два месяца банк подписал соглашение с компанией «Т2 РТК Холдинг» — владельцем бренда Tele2 — о создании на базе его сети виртуального мобильного оператора. При этом рассматривался также вариант сотрудничества с «Билайном». Президент и председатель правления Герман Греф рассказывал, что банк уже назначил генерального директора будущего оператора.

Создание виртуальных мобильных операторов — довольно распространенная в мире практика. Крупная компания продает под своим брендом стандартные услуги сотовой связи (и иногда даже самостоятельно тарифицирует их), при этом используя инфраструктуру, частоты и номера уже существующего оператора. Обычно это помогает дополнительно прорекламировать свои услуги среди владельцев смартфонов, а заодно и сэкономить на обслуживании клиентов. Например, на рассылке смс-уведомлений. По некоторым оценкам, «Сбербанк» тратит на это около ста миллионов долларов в год. При наличии своего виртуального оператора такие рассылки можно и вовсе сделать бесплатными: в этом случае банк сможет договариваться с «материнским» оператором об особых условиях (в обычной ситуации компания платит за смс для своих клиентов либо напрямую оператору, либо через специальных агрегаторов).

Кроме того, база абонентов «материнского» оператора может пригодиться банку, чтобы лучше узнать предпочтения своих клиентов и ориентировать на них свои продукты. А возможность удаленно взаимодействовать с клиентами (например, при помощи электронной подписи) позволяет банкам экономить на розничной сети. Специалисты говорят о все большем распространении мобильных финансов, видя в нем новый мировой тренд.

«Сбербанк» уже заявлял, что хочет сделать своего мобильного оператора и вовсе бесплатным для клиентов. По замыслу, последние будут получать cash back (возврат части стоимости покупки при оплате картой) и пополнять им мобильную связь с фиксированным набором услуг на месяц. Если этот пакет будет израсходован, за каждую минут разговора придется платить сверх лимита.

Для оператора такой союз тоже, как правило, выгоден, так как позволяет использовать отделения банка для рекламы своих услуг и даже продажи контрактов. Розничная сеть «Сбербанка» намного превосходит количество салонов Tele2. При создании MVNO оператор фактически получает крупного корпоративного клиента, который оптом закупает трафик в обмен на скидки и особые условия сотрудничества.

«Для нас, прежде всего, выгода заключается в том, что мы получаем крупного клиента. Причем настолько крупного, с какими еще никто из операторов в России не сотрудничал. «Сбербанк» будет оплачивать наши услуги. Для нас это дополнительная выручка, — рассказал «Профилю» глава департамента стратегических коммуникаций Tele2 Константин Прокшин. — У нас уже был опыт создания виртуального оператора с компанией «Р-Телеком» — оператором широкополсного доступа в интернет — и вот прямо сейчас у нас разворачивается огромный проект с «Ростелекомом». Обоими проектами мы очень довольны».

На прошлой неделе «Сбербанк» объявил о создании так называемой «экосистемы» электронной коммерции в России — сети организаций, которые созданы на базе единой платформы и пользуются ее услугами при работе с клиентами. Банк планирует оказывать услуги в разных областях — от потребительских товаров, недвижимости и туризма до строительства, медицины и образования. В качестве примера выбрана крупнейшая корпорация Китая Alibaba Group. Приступить к созданию «экосистемы» «Сбербанк» вынудил предполагаемый скорый крах традиционного банкинга. Ожидается, что его заменят услуги с использованием новейших технологий, такие как онлайн-кредитование и моментальные переводы. Герман Греф неоднократно заявлял, что банковская система вскоре будет состоять только из Центробанка, в котором все клиенты будут открывать счета напрямую. «Я себя готовлю к такому будущему. Я не уверен, что на похороны банковской системы придет очень много людей. Я не знаю людей, которые очень сильно любят банки», — говорил президент «Сбербанка».

Руководство банка рассматривает три варианта реализации проекта: опираясь только на собственные силы, в партнерстве с отечественной компанией («Яндексом» или Mail.ru Group) или с привлечением иностранцев. По планам, уже к 2025 году объем экономики такой «экосистемы» может достичь 65 триллионов рублей.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».