16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Спецдемонтаж
Экономика

Спецдемонтаж

Решением президента России Владимира Путина находящееся в ведении Минобороны Федеральное агентство по специальному строительству (Спецстрой) будет расформировано к середине 2017 года, его активы и незавершенные стройки перейдут напрямую к структурам министерства, рассказали «Коммерсанту» источники в оборонном ведомстве и администрации президента. Такое решение стало результатом закрытого заседания Путина с руководителями Минобороны, прошедшего 18 ноября.

Тем не менее, в Кремле пока ссылаются на отсутствие бесповоротного решения. «Окончательного решения пока нет. Существуют разные предложения и разные обсуждения. Пока о чем-то говорить конкретном невозможно», — заметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Среди причин расформирования Спецстроя отмечают большое количество претензий к срокам выполнения работ и их качеству. Одной из «последних капель» стала история с обрушением в июле 2015 года казармы в Омске, в результате которого погибли 24 военных, однако самый главный аргумент — это неудачная стройка космодрома «Восточный» в Амурской области, начатая в 2011 году и сопровождавшаяся бесконечными скандалами, срывами сроков и раскрытием коррупционных схем. В частности, из-за проблем на «Восточном» пришлось перенести первый пуск с космодрома ракеты-носителя «Союз-2.1а» на апрель 2016 года.

Среди других явных претензий к Спецстрою — затянувшуюся реконструкцию аэропорта в Петропавловске-Камчатском, на которую в декабре 2015 года обратил внимание тогда еще глава администрации президента Сергей Иванов. Срыв сроков он назвал «безалаберностью, разгильдяйством и безответственностью» и пообещал «вызвать Спецстрою доктора». Как рассказали источники «Коммерсанта», в 2015 году вице-премьер Дмитрий Рогозин представил Путину доклад, согласно которому более половины контрактов Спецстрой передает субподрядчикам, выполняя самостоятельно лишь 15-40% от них.

В СМИ Спецстрой упоминался в 2016 году, по большей части,ив криминальной хронике — в середине года был задержан и арестован бывший замдиректор Спецстроя Александр Буряков, вместе с ним и еще один зам, Александр Мордовец. Уголовное дело было возбуждено по части 4 статьи 159 УК РФ и касалось отработкой агентством госзаказов, его ведут ГУЭБиПК МВД и ФСБ. Мордовец и Буряков курировали строительство злополучного космодрома и другие проекты с участием Минобороны. В начале ноября 2016 года был задержан еще один топ-менеджер Спецстроя Александр Загорулько: уже после перехода из агентства в правительство Тульской области он стал фигурантом того же расследования, ему вменяется похищение более 450 млн. рублей в ходе строительства «Восточного».

В октябре Федеральная антимонопольная служба обнаружила у Спецстроя срыв выполнения гособоронзаказа на сумму свыше 150 млрд. рублей. Нарушения выявили в подконтрольном Спестрою ФГУП «Спецстройинжиниринг», выполняющем работы по строительству, капремонту и реконструции объектов спецназначения Минобороны России. Нарушения в основном касались опять-таки срыва сроков выполнения работ по госконтрактам, а также перераспределения контрактов организациям, подконтрольным самому же Спецстрою. 14 октября свою проверку Спецстроя запустило и главное контрольное управление президента России.

Профессор РЭУ им. Плеханова, экономист Валерий Масленников в разговоре с «Профилем» выразил мнение, что Минобороны, получив активы и проекты Спецстроя, не станет менять систему и по-прежнему будет обращаться к субподрядчикам. «Вертикаль требует горизонтали, а горизонталь — организации, специализированные по отдельным видам работ. Создать за короткое время такие профильные организации — просто нереально», — считает эксперт.

Главная проблема, по его словам, в другом, и это общая проблема, присущая не только Спецстрою, она общая для менеджмента госструктур. «Есть пионерные технологические уклады, например, в Роскосмосе и в Минобороны — они уже в 5-м и 6-м технологическом укладе (роботостроение, нанотехнологии, ИТ и др. - прим.). Все остальные госструктуры — в 3-м или 4-м (технологии XX века), и для новых технологических укладов просто нет технологий менеджмента, используется старый формат 10-15-20-летней давности», — говорит Масленников. К тому же, отмечает он, закончилась смена поколения руководителей, имевших советский опыт эффективного менеджмента, на новых, пытающихся применить западный опыт к российским реалиям. Эта смена, ко всему прочему, вызвала острый дефицит управленцев.

Новые технологии менеджмента в 5-м и 6-м техукладах — обработка больших баз данных в реальном времени, объясняет эксперт, именно это позволяет ежедневно настраивать управленческие решения в зависимости от сиюминутного состояния проекта. «Менеджент сегодня отстает чисто технически — пока он примет решение и получит информацию, пройдет месяц, а объект будет уже другим. Простой пример — мы же на год не можем расписать взлетно-посадочную полосу аэродрома? Мы не знаем погодных условий, особенностей полета, спрос на полеты, появляющиеся чартеры...» — рассказывает Масленников. Вторая важная технология для этих укладов — автоматизация принятия решений.

В первую очередь, перерасходования и срывы сроков в Спецстрое — провал менеджемента, а коррупция является, скорее, следствием, убежден экономист. «Когда нет национальной управленческой модели, она замещается другой, тоже по-своему эффективной. Коррупция действительно эффективна для этих людей, которые ее принимают, но для государства это безусловный провал», — отмечает Масленников. По его мнению, смысл происходящей централизации — применить имеющиеся у Минобороны современные технологии менеджмента к работе с теми же подрядчиками, проектами, сроками и деньгами.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».