23 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Старые вояки
Россия

Старые вояки

На сейфе — портрет Иосифа Сталина, в сейфе — протоколы заседаний Совета ветеранов Керчи, письма в министерства, почетные грамоты. Их хранят последние оставшиеся в живых участники Второй Мировой, которую здесь и повсюду в России называют Великой Отечественной и никак иначе. Каждую неделю они встречаются в помещении на тихой улочке, ведущей к набережной.

Сегодня ветераны надели парадную форму, украшенную орденами, которую обычно достают из шкафов только по праздникам и по особому случаю. Меня принимают как старого друга, а не как потомка того поколения немцев, которое развязало против их страны беспрецедентную войну на уничтожение. На территории СССР гитлеровские войска, согласно российским источникам, разрушили 1 710 городов, 70 тысяч сел, 32 тысячи заводов, 2 766 церквей и монастырей, 4 тысячи библиотек и 427 музеев. Потери Советского Союза — 25 миллионов человек.

Фото: Дмитрий Беляков
©Фото: Дмитрий Беляков

«Мы выполняли наши приказы, вы — ваши, — говорит 92-летний Александр Луденцов, в клубе ветеранов он самый старый. — «Тогда мы сражались за Родину, а не за Сталина». Сталин «принял страну с крестьянами и пролетариями и оставил ее своему преемнику с промышленностью и ядерной бомбой», — в этом не может сомневаться никто, убежден он.

На столе тарелки с квашеной капустой, огурцами, копченая колбаса, шпроты, черный хлеб и бутылка водки. Ветераны пьют за мир, за дружбу народов, за долгую жизнь.

Фото: Дмитрий Беляков
©Фото: Дмитрий Беляков

Александр Луденцов рассказывает, как в ночь на 27 октября 1941 года ему чудом удалось избежать смерти. Он находился на огневой позиции зенитной артиллерии на возвышенности. На город совершали налет шесть пикирующих бомбардировщиков Ю-87, до этого потопивших один из советских военных кораблей в порту. «Одна «штука» шла прямо на нас, оставались несколько сотен метров. Если бы мы не сбили его, он бы нас накрыл», — вспоминает ветеран.

Вермахт превратил в развалины больше двух третей домов в Керчи. 16 ноября город перешел в руки немцев. Из 13 тысяч красноармейцев, оборонявших Керчь, в живых остались 49.

Фото: Дмитрий Беляков
©Фото: Дмитрий Беляков

30 декабря передовой отряд Луденцова попытался создать плацдарм, чтобы советские войска могли отвоевать город: «Неподалеку от берега я спрыгнул с лодки. В ту ночь было 15 градусов мороза». Он оказался по пояс в воде. От простуды спасли носки, связанные бабушкой: «Чтобы носки не промокли, я привязал их к груди. Надел, когда мы выбрались на сушу». Через четыре дня им пришлось отступать, большинство товарищей по оружию замерзли.

После аннексии Крыма весной этого года Луденцов и его товарищи смогли отправиться в мае на большой Парад победы в Москву. Они сидели на трибуне для почетных гостей на Красной площади, в Кремле каждому вручили подарок — микроволновку.

Фото: Дмитрий Беляков
©Фото: Дмитрий Беляков

Это не единственная причина, по которой Луденцов уважает Путина. Россию можно удерживать только твердой рукой, убежден он. И при всей дружбе народов он хочет сказать немцам и НАТО одно: «Крым был русским и всегда будет русским. За это мы готовы умереть. Крымчане испытаны в боях, наша земля пропитана кровью».

Первые города в Крыму, в том числе Керчь, были основаны греками в VII до н.э. Тогдашние колонизаторы называли полуостров Таврия. В средние века какое-то время власть принадлежала крымским татарам. Их столица — Бахчисарай — вдохновила великого русского поэта Александра Пушкина на знаменитое стихотворение, которое сегодня входит в школьную программу. В 1736 году фельдмаршал царской армии, выходец из Ольденбурга, отдал приказ сжечь татарский город. В 1783 году Екатерина II окончательно вырвала остров из рук Османской империи. Князь Григорий Потемкин завоевал его для немки на российском престоле. Крымская война 1853-1856 года, в ходе которой Россия обороняла полуостров от военного союза турков, англичан и французов, считается первой современной позиционной войной. Когда в 1867 году в военном порту Севастополя побывал американский писатель Марк Твен, он записал: «Помпея сохранилась куда лучше Севастополя (…) Как будто чудовищное землетрясение всей своей мощью обрушилось на этот клочок суши».

Фото: Дмитрий Беляков
©Фото: Дмитрий Беляков

Гитлер хотел переименовать военный порт в Теодорихсхафен, а сегодняшнюю столицу Крыма Симферополь — в Готенбург. А в 15 км к западу от Керчи находится мемориал Багерово. Там расстрельные команды СС при поддержке вермахта в декабре 1941 года истребили больше 2,5 тысяч евреев, включая женщин и детей. Всего в Керчи от рук немцев погибли около 7 тысяч евреев.

Фото: Дмитрий Беляков
©Фото: Дмитрий Беляков

«Возьмите на дорожку пару бутербродов и конфеты», — говорит ветеран ВОВ Галина Коваль. Она ушла на фронт медсестрой, после того как потеряла отца и четверых братьев, павших в боях с гитлеровскими войсками.

На следующий день мы едем в Щелкино, где сегодня разбирают руины АЭС.

Перевод: Владимир Широков

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».