Профиль

Тайна рейса МН 370

Эксперты  не исключают, что самолет мог быть уничтожен военными  для предотвращения теракта или сбит по ошибке.

©

Из Куала-Лумпура в Пекин 8 марта 2014 года в 00 часов 41 минуту вылетел самолет малазийской авиакомпании Malaysian Airlines. В 1 час 19 минут, перед тем как самолет должен был войти в воздушную зону, контролируемую вьетнамскими авиадиспетчерами, их малайзийские коллеги получили последнее устное сообщение с борта: «Все в порядке, спокойной ночи». Две минуты спустя прибор, передающий на землю местоположение и высоту воздушного судна, был отключен. Между 1 часом 07 минутами и 1 часом 37 минутами была отключена и система связи ACARS.

В 2 часа 15 минут самолет в последний раз был замечен военным радаром в 200 милях к северо-западу (по другим сообщениям — к востоку) от побережья Малайзии. Семь часов спустя последний сигнал с самолета был пойман спутником над Индийским океаном. На борту лайнера находились 227 пассажиров и 12 членов экипажа. С момента происшествия прошло уже более двух месяцев, но никаких следов малайзийского Boeing 777 до сих пор не было найдено.

Бесследное исчезновение огромного пассажирского самолета породило множество разных версий, включая самые фантастические. Многие даже вспомнили в этой связи знаменитый телесериал Lost, в котором пассажирский самолет также внезапно исчезает с радаров и попадает в параллельную реальность.

Так или иначе, но сценарий с отказом техники, который повлек катастрофу, не поддерживает никто — ни официальные лица, ни специалисты. Главным образом потому, что самолет постепенно уходил с курса и плавно снижался, то есть, если бы на борту возникли неполадки, экипаж успел бы сообщить наземным службам, что терпит бедствие. Поэтому все версии сводятся к тому, что причиной происшествия стало вмешательство людей — членов экипажа, террористов или военных. «Я уверен, что столь серьезное отклонение от маршрута следования — это определенно результат внешнего воздействия, а вот со стороны кого, определить довольно сложно, — говорит главный редактор портала AviaPort.ru Олег Пантелеев. — Сделал это командир воздушного судна, второй пилот, члены экипажа или кто-то еще, но очевидно, что те люди, которые управляли самолетом, принимали меры, чтобы лайнер не был обнаружен, — они снижались до такой высоты, чтобы наземные службы радиоконтроля потеряли их, не выходили на радиосвязь, отключили транспондер и т.д.».

Поначалу активно обсуждались версии, так или иначе связанные с террористической деятельностью. Довольно быстро выяснилось, что по крайней мере два пассажира попали на борт по украденным паспортам. Однако затем появилась информация, что это были просто нелегальные иммигранты, направлявшиеся в Европу через Китай. В первые дни после исчезновения «боинга» мелькнуло сообщение, что спецслужбы Китая якобы узнали, что малайзийский самолет планировалось использовать для совершения теракта против КНР, но затем к этой новости никто больше не возвращался. В начале мая в британских СМИ появилась новость, что в Малайзии задержаны 11 членов исламистской группировки, которые якобы были допрошены в связи с делом рейса МН 370. Однако малайзийская полиция заявила, что никакого отношения к авиапроисшествию это задержание не имеет.

Активно обсуждалась версия, согласно которой лайнер угнал и довел до крушения один из пилотов — Захари Ахмад Шах (первый пилот) или Фарик Абдул Хамид (второй пилот). В качестве возможных мотивов называли личные проблемы и желание, чтобы семья получила страховку. Тем более что в списке загадочных катастроф есть случай, когда пилот компании EgyptAir на фоне семейных проблем решил покончить жизнь самоубийством, заодно прихватив еще 200 человек. Вылетев по маршруту Лос-Анджелес—Каир, самолет потерпел крушение в Атлантическом океане. Согласно записям бортовых самописцев, второй пилот Гамил эль-Батути в момент отлучки капитана судна закрыл дроссели обоих двигателей самолета, самолет клюнул носом вниз и начал пикировать. При этом эль-Батути все время повторял фразу «Я полагаюсь на Бога». Официальные заключения, которые сделали эксперты после затянувшегося на два года расследования, сухи, в них говорится, что крушение лайнера было результатом неправильных действий пилота.

По мнению Романа Гусарова, малайзийский «боинг» могли сбить по ошибке. И такие случаи были в истории авиации. В конце 1990-х годов, к примеру, Boeing-747 авиакомпании Trans World Airlines вылетел из Нью-Йорка в Рим и через несколько минут взорвался и рухнул в Атлантический океан, унеся с собой жизни 230 человек. Версии были также различные — от подрыва террористами (хотя не было найдено доказательств) до «случайного» ракетного удара с судна ВМС США, который власти всячески скрывают. Похожая ситуация случилась в 2001 году, когда украинские ПВО сбили над Черным морем самолет авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новосибирск. Тогда случай тоже «замяли», превратили в таинственную катастрофу, чтобы избежать политических скандалов. Но экспертные заключения однозначны: самолет был случайно сбит ракетой С-200. В пользу того, что малайзийский лайнер был сбит военными, говорит «путаница в показаниях», когда все время поступают противоречивые сообщения — то нашли останки, то их не нашли, то передатчик работал, то не работал и пр. Возможно, причина такой информационной завесы в том, что никто не хочет брать на себя ответственность и оказываться в центре большого международного скандала. Если лайнер сбили малайзийцы или вьетнамцы, они не хотят оказаться виноватыми перед другими странами, в том числе могущественным и влиятельным Китаем. Если в деле замешаны сами китайцы, то они не хотят признаваться в уничтожении десятков своих граждан (большинство пассажиров пропавшего «боинга» были гражданами КНР). Не исключено, что имели место скоорднированные действия нескольких стран, и в этом случае, масштабная операция по поиску «боинга» была нужна лишь для отвода глаз.
Возможно, что правду мы не узнаем никогда. Во-первых, дальность передаваемых маяком-передатчиком, находящимся в «черном ящике», сигналов имеет физические ограничения. К примеру, в современных судах глубина, на которой этот маяк может функционировать, ограничена 3,5—4 тыс. м. Кроме того, у батареи самописца тоже есть ограничения по заряду.

Во-вторых, по мнению экспертов, если самолет потерпел катастрофу (или был взорван) в воздухе, шансов найти обломки практически нет. «Если лайнер действительно был взорван на высоте, то до земли практически ничего не долетело. Когда падает самолет, останков практически нет. Разрушается он еще в воздухе, плюс разбивается о воду и в довершение всего уходит на такую глубину, что ничего уже не увидишь никакими средствами. То, что нашли хвост от Air France в Атлантике, — это чудо из чудес», — говорит Сергей Гордиенко. Источник в Росавиации приводит пример со сбитым над Черным морем Ту-154: «Даже учитывая, что это был не прямой удар ракеты, а шрапнель, обломков самолета комиссия насобирала меньше, чем на половину комнаты площадью 15 кв. м. Все остальное просто утонуло».

Шансы (пусть и призрачные) найти следы «боинга» есть только в том случае, если лайнер упал в океан, но не был взорван или сбит. Учитывая, что в воздушном пространстве, где передвигался лайнер, есть «дыры», не покрываемые радарами и локаторами, полностью исключить технический или человеческий фактор нельзя. По мнению Олега Пантелеева, вполне допустимо, что какая-то нештатная критическая ситуация могла возникнуть по причине ошибки пилота.

Тем не мнее, как это ни странно звучит, загадочная история рейса МН 370 может принести мировой авиации пользу. Любое авиапроисшествие указывает на ошибки и недоработки, которые можно и нужно устранить. К примеру, после трагедии с самолетом Air France над Атлантикой было установлено, что причиной катастрофы стала блокировка кристаллами льда датчиков воздушной скорости самолета. В итоге были приняты меры, чтобы подобные фатальные случаи не повторялись.

Сегодня в авиационном сообществе активно обсуждается идея постоянной аудио- и видеотрансляции в режиме онлайн всего, что происходит в кабине пилотов. «Вообще вопрос о постоянной онлайн-трансляции данных наземным службам, чтобы ее невозможно было отключить ни при каких обстоятельствах, кажется, и правда назрел, — считает Олег Пантелеев. — Все-таки по видео можно определить и физическое состояние пилота, и психологическое. И даже при невозможности потом прочитать записи из черных ящиков, на видеозаписи, которая ведется на земле, можно будет восстановить ситуацию по показаниям приборов. И после истории с малайзийским «боингом» эти задумки вполне могут быть реализованы».

Самое читаемое
Exit mobile version