19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Просто садись в такси
Экономика

Просто садись в такси

Агрегатор, летом объединившийся с «Яндекс.Такси», опробовал в Казани страхование пассажиров в пилотном режиме. Компании-партнеры пока остаются единственными в России, кто на практике задумался о страховании своих пассажиров, хотя действующий закон об ответственности перевозчиков не распространяется на такси. Инициатива агрегаторов, вынужденных искать новые способы заработка, может создать прецедент решения сложного юридического вопроса без вмешательства государства.

Как рассказали в Uber, все пассажиры моложе 75 лет будут автоматически страховаться на время поездки на сумму до 500 тысяч рублей в зависимости от города, марки автомобиля и протяженности маршрута. Никаких полисов при этом оформляться не будет: для того чтобы попасть под действие договора страхования, клиентам достаточно будет просто сесть в машину.

Страховщиком выступает российский филиал швейцарской Chubb. Два года назад она, как и сам Uber, пережила глобальную корпоративную трансформацию. Правда, тогда это было не слияние, а поглощение — контрольный пакет компании приобрела американская ACE, решившая работать под брендом Chubb как более узнаваемым. На российский рынок компания пришла в 2004 году.

При этом Uber обещает взять все расходы по страхованию на себя — пассажиры не заметят повышения цен. При наступлении страхового случая водитель первым делом сообщит о нем в службу поддержки агрегатора, а уже та свяжется со страховщиком, который будет договариваться с пострадавшими.

На первом этапе, который продлится до конца года, страхование пассажиров будет доступно только в тестовом режиме и только в Казани. Если эксперимент будет признан успешным, его могут распространить и на другие регионы.

Uber — не первый, кто задумался о страховании своих пассажиров. В России пионером стала «Яндекс.Такси», незадолго до этого объединившаяся с филиалом тогда еще компании Трейвиса Каланика на просторах СНГ (по условиям сделки, 59,3% совместного предприятия перешло под контроль «Яндекса», 36,6% — Uber, а взносы партнеров составили 100 и 225 миллионов долларов, соответственно). При слиянии стороны договорились сохранить свои приложения, а значит — фактически продолжать работать порознь.

В августе СМИ писали о переговорах между «Яндекс.Такси» и сразу несколькими страховщиками, среди которых были «Ингосстрах», РЕСО и ВСК. Компания не рассказывала, как именно собирается наладить процедуру страхования, известно было лишь то, что предметом договоров станут жизнь и здоровье пассажиров на время поездки.

«Яндекс» тоже собирался протестировать новую опцию в нескольких городах. Сообщалось, что во время пилотного проекта страховая сумма может составить два миллиона рублей. Участники рынка предполагали, что страховка может увеличить стоимость поездки на 3-5 рублей. Ожидается ,что страховка будет распространяться не только на пассажиров, но и на водителя — его страховая сумма также будет равняться двум миллионам рублей. Размер водительской комиссии (19% от стоимости поездки и 12% — при брендированном автомобиле) при этом не изменится.

На прошлой неделе сервис для вызова премиальных автомобилей Wheely заявил, что первым в России не просто задумался о страховании пассажиров, но и полноценно запустил такую услугу. Партнером компании стала ВСК (которая разработала для Wheely специальную программу), страховая сумма для каждой поездке составила 2,5 миллиона рублей, а в список страховых случаев вошли травмы, инвалидность и смерть пассажиров (причем всех, а не только заказавшего машину). По слухам, Wheely платит ВСК от 11 до 14 рублей за каждую поездку.

Остальные агрегаторы рассказывали, что пока не могут позволить себе страховать клиентов на регулярной основе. В компании «Максим» говорили, что при помощи специальной комиссии отдельно разбирают каждую аварию, в которой пострадали пассажир или водитель.

По действующему закону, все автомобили в России должны быть застрахованы по ОСАГО. Стандартный договор предусматривает выплаты не только собственнику поврежденной машины, но и пострадавшим пассажирам — для этого достаточно доказать вред здоровью или имуществу.

Однако, если пассажиру мало того, что ему выплатили по ОСАГО, он может подать дополнительный иск. И вот тут могут возникнуть сложности. В России действует система обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП), по которой жизнь и здоровье пассажира любого вида транспорта автоматически страхуется на два миллиона рублей — перевозчики заключают отдельные договоры со страховщиками.

Но в эту систему не входит единственный вид транспорта — легковое такси. Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) пытается заполнить этот правовой вакуум, предлагая поправки к законам. Организации удалось заручиться поддержкой Минтранса, который, в свою очередь, еще в мае поручил ЦБ (регулирует рынок страхования) заняться вопросом. Однако и чиновники, и эксперты отмечают, что проблема не решится в короткие сроки — слишком много юридических нюансов нужно урегулировать.

В качестве одного из вариантов предлагается снизить тарифы ОСАГО для таксопарков, тем самым, мотивировав их страховать свою ответственность. Ситуация осложняется тем, что на рынке в данный момент доминируют агрегаторы, не имеющие никаких трудовых отношений с таксистами — «Яндекс.Такси», Uber и их коллеги просто предоставляют своим партнерам или напрямую водителям (при наличии статуса ИП) свое приложение.

Таким образом, сейчас пассажиры могут гарантированно получить выплаты только в рамках ОСАГО. Опрошенные «Профилем» юристы затруднились ответить на вопрос, как лучше действовать пострадавшему пассажиру в подобной ситуации. Партнер юридической компании «ССГ Групп» Александр Беленко отмечает прецеденты судебного разбирательства непосредственно с таксистами: по его словам, суды принимают иски к водителям, находившимся за рулем во время аварии.

Пока же агрегаторы добровольно начинают страховать жизнь и здоровье своих клиентов. Аналитики называют это своеобразным демпингом — компании не имеют возможности дальше снижать свои цены из-за и без того небольших комиссий. Если примеру «Яндекс.Такси» и Uber последуют их конкуренты, вопрос со страхованием пассажиров такси может решиться сам собой без вмешательства государства.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».