10 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Проломил

Снижение налогового бремени было одним из трех главных предвыборных обещаний Дональда Трампа наряду с отменой Obamacare и вложениями в инфраструктуру. Эффект и правда будет значительным, но, в основном, для бизнеса. Экономический рост, по прогнозам экспертов, не заполнит дыру в бюджете и вынудит правительство наращивать и без того гомерический госдолг.

Исторический законопроект в среду утвердила Палата представителей Конгресса США. По общим правилам, законы, влияющие на бюджет и государственные доходы, сначала рассматриваются как раз нижней палатой Конгресса и только потом поступают в Сенат. Однако в данном случае вмешались процедурные проблемы — из-за них конгрессменам пришлось голосовать второй раз за неделю. Со второй попытки за реформу высказались 224 человека, против — 201. Днем ранее в Сенате все решил один голос: 51 против 49.

Изменения оказались самыми масштабными за последние 30 лет — со времен знаменитой Рейганомики. При этом со всеми ее положениями не ознакомился еще никто, а по поводу результатов идут споры. И это неудивительно, ведь документ занял около 500 страниц, а в итоговом виде был опубликован всего несколько дней назад. Главный идеолог перемен Дональд Трамп изначально описал их суть только в общих чертах и оставил разработку подробностей на откуп законодателям.

Главным выгодоприобретателем реформы станет бизнес. Налог на прибыль предприятий со следующего года сократится с 35% до 21% (Трамп сперва предлагал до 15%). Также компаниям полагаются вычеты на капитальные затраты и радикальное сокращение налогов при возврате в страну доходов от деятельности за рубежом: до 15,5% для наличных денег и до 8% — для безналичных. Раньше такие доходы облагались по все той же ставке в 35%.

На этот пункт президент возлагает особые надежды. Он уже заявил, что ожидает возврата четырех триллионов долларов из офшоров. При этом воспользоваться либерализацией смогут не только те, кто зарегистрировал свои компании в офшорных юрисдикциях, но и транснациональные корпорации. Последние десятилетия они накапливали прибыль от операций своих заграничных филиалов.

Свободнее вздохнут и граждане. Для них законодатели полностью пересмотрели шкалу налогообложения, традиционно для США прогрессивную. Вместо прежних семи ступеней в 10, 15, 25, 28, 33, 35 и 39,6% вводятся 10, 12, 22, 24, 32, 35 и 37%. Трампа и его единомышленников много критиковали за снижение ставки для самых обеспеченных американцев с доходами свыше 500 тысяч долларов в год. Президент парировал тем, что они платят слишком много, и это несправедливо. Кроме того, значительно сузится круг плательщиков 40-процентного налога на наследство и альтернативного минимального налога (его вводили в конце 1960-х, чтобы лишить богатейших американцев лазеек и заставить их платить больше налогов).

Однако в той части реформы, что касается физлиц, все не так однозначно, как с бизнесом. Во-первых, снижение вышло не таким радикальным. Во-вторых, все преимущества компенсирует один нюанс: у граждан теперь не будет возможности оформлять вычеты (точнее, будет, но в очень ограниченных масштабах). В Соединенных Штатах много различных налогов, но основные делятся на три уровня: федеральные, налоги штата и муниципальные. В отличие от России, где налоги собираются один раз, а уже потом распределяются между бюджетами разных уровней, в США все уровни рассчитываются и выплачиваются по отдельности.

До сих пор у граждан была возможность зачесть сумму уплаченного в бюджеты штата или муниципалитета при расчете федеральных налогов. И это было весомым подспорьем. Главный муниципальный налог — на недвижимость. Его сумма может достигать десятков и сотен тысяч долларов в год, а собранные средства идут, в основном, на содержание государственных школ. Соответственно, на эту сумму американцы могли уменьшать налогооблагаемую базу на федеральном уровне. Теперь вычитать можно не больше десяти тысяч долларов в год. Это своеобразная компенсация выпадающих доходов бюджета и, в первую очередь, федерального.

Наконец, если снижение корпоративных ставок будет бессрочным, то послабления для физических лиц перестанут действовать уже в 2026 году. В результате, многие американцы сейчас просто не знают, выиграют ли от реформы. По опросам, ровно половина населения уверена, что будет платить больше (по крайней мере, на федеральном уровне). Еще четверть считают, что ничего не изменится, и только 14% ответили, что ждут улучшений. При ответе на другой вопрос 37% респондентов заявили, что средний класс теперь точно будет платить больше, чем прежде.

Точно подсчитать эффект от перемен пока не могут даже эксперты. Поэтому республиканцы, которым в следующем году предстоит идти на выборы в Конгресс, говорят, что самый надежный способ сделать это — дождаться первых выплат по новым правилам. В пример они приводят всю ту же Рейганомику. Тогда люди тоже не сразу оценили все преимущества реформ. Правда, закончилось все в тот раз печально. Оставшись без дополнительных доходов, администрация вынуждена была увеличить внешние заимствования. Госдолг всего за несколько лет вырос с одного до 2,85 триллиона долларов. Экономический рост, которого удалось добиться, не покрыл потери, и в октябре 1987 года США столкнулись с финансовым кризисом. Налоги пришлось снова поднимать. В том же 1989-м доля налогов в ВВП выросла до 18,4%, хотя к середине правления Рейгана снизилась до 17,3% (с начальных 19,6%).

Трамп уверен, что не повторит ошибок предшественника и однопартийца. По его расчетам, экономический рост уже в ближайшие несколько лет достигнет 4-6% вместо нынешних 2-3%. Компании будут вкладывать сэкономленное в капитальные инвестиции, создание рабочих мест, повышение зарплат. Это называется «эффектом стекания», но у такого подхода много критиков. Их позиция базируется на том, что дополнительные доходы не достаются обычным работникам, а оседают в карманах топ-менеджеров.

Вопросы есть и к цифрам, которые приводит президент. Министр финансов Стивен Мнучин перевел проценты в денежное выражение и получил 2,5 триллиона долларов ежегодного роста. С ним не согласны многочисленные институты и организации. По их расчетам, доходы бюджета сократятся на 1,2-1,6 триллиона за ближайшие десять лет. К тому же, госдолг вырастет на дополнительный триллион и достигнет 32 триллионов долларов (сейчас чуть больше 20 триллионов).

Правда, даже критики Трампа признают, что рост действительно будет, а частный сектор сильно выиграет от перемен. Просто его доходы не дойдут до бюджета. Так, прибыль банков увеличится на 14%, страховых компаний — на 15%. Главными бенефициарами называют также девелоперов, фармацевтов, машиностроителей и телекоммуникационные компании. Практически все корпорации смогут избавиться от непрофильных активов, чего не делали годами как раз из-за высоких налогов.

Ощутимым будет эффект для фондового рынка. Возросшие прибыли и инвестиции в основные средства спровоцируют рост котировок и капитализации. Резко вырастет доходность инвестфондов и управляющих компаний.

Для Трампа принятие налоговой реформы означает большую психологическую победу. В своей предвыборной кампании он делал акцент на трех вещах: увеличении трат на инфраструктуру, отмене Obamacare и как раз снижении налогов. С первыми двумя возникли проблемы. Отменить Obamacare не удалось с трех попыток, и помешали в этом даже не демократы, а сторонники по партии, которые сочли перемены слишком мягкими. Теперь же президент получает возможность убить сразу всех зайцев.

В новом законе заложен механизм, который может разрушить Obamacare, и Трамп открыто говорил об этом. Одно из основных положений существующей системы здравоохранения обязывает американцев покупать себе страховку или платить крупные штрафы. Теперь это правило упразднят. По некоторым подсчетам, около 13 миллионов человек после этого добровольно откажутся от страхования, а стоимость медицинских услуг для всех остальных будет расти на 10% в год.

Пока же президент заявляет о «великом налоговом освобождении для американского народа».

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK