13 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Удар Буниным по Дарвину

В прокат вышел новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятый по мотивам одноименного рассказа Бунина и по его же дневникам «Окаянные дни». После двух частей «Утомленных солнцем 2» никто, прямо скажем, ничего хорошего от картины по мотивам произведений Бунина не ждал. По большому счету, опасения оказались оправданными.

Дело происходит в 1907 году. Поручик, имени которого мы не знаем (латышский актер Мартиньш Калита, дебютант в кино) плывет на пароходе «Летучий» по Волге. Там он замечает прекрасную незнакомку, чьего имени мы тоже так и не узнаем (как и в рассказе Бунина). Ее играет дебютантка Виктория Соловьева, выпускница Щепкинского училища. Перед нами разыгрывается ряд сцен, преимущественно комических, происходящих на корабле. Главной целью героя становится знакомство с девушкой, которая, как оказывается, уже замужняя дама. В конце концов, поручик и незнакомка сходят с парохода и проводят вместе ночь в гостинице уездного города. На следующее утро девушка уходит по-английски, оставив лишь записку, где говорится, что это был «солнечный удар», поэтому у их встречи не может быть продолжения.

Фото: Студия ТриТэ

Поручик, кажущийся не слишком удрученным, долго гуляет по городу, знакомится с мальчиком-служкой, который начинает разуверяться в Боге, поскольку узнает от учителя о теории Дарвина. Вернувшись в номер, поручик вдруг начинает горько рыдать. Довольно неестественно, кстати, это делает. Но мы должны поверить, что боль от расставания все-таки пронзила его.

Параллельно действие разворачивается в 1920-м. Пленные белые офицеры армии барона Врангеля сдают оружие в Одессе. Революционерка по кличке Землячка (артистка СТИ Сергея Женовача и солистка нескольких групп Мириам Сехон) должна решить их судьбу. Их обещают эвакуировать за границу.

Помимо упомянутого выше поручика, среди офицеров есть еще несколько персонажей, на которых обращают наше внимание. Восторженный дурачок с фотокамерой, который пытается сделать общий снимок; молодой человек с собакой; герой, который говорит о том, что офицеры вполне способны взбунтоваться и освободиться; герой, доносящий красным на подстрекающего к бунту, и другие. Разумеется, сразу понятно, что никого никуда не эвакуируют.

«Солнечный удар» длится ровно три часа. И при этом на экране почти ничего не происходит. Нет ни действия, ни заметного развития характеров. Спрашивается тогда, ради чего нужен такой огромный хронометраж? Первый час катится вполне гладко, с началом второго начинаешь поглядывать на часы.  

Вторая проблема заключается в том, что никакого отношения к упомянутым в титрах произведениям Бунина фильм Михалкова не имеет. События на пароходе придуманы и дописаны. Почти все, происходящее в уездном городе, тоже придумано. Сохранен лишь общий сюжетный каркас «Солнечного удара». Любовная сцена, опущенная Буниным и показанная Михалковым, еще до выхода картины в прокат была признана критиками одной из самых ужасающих в мировом кино. Героиня так быстро сбрасывает с себя всю одежду за кадром (а одежды было много), что это не вызывает ничего, кроме смеха. Дальше – больше. Сути и духа Бунинской прозы режиссер тоже не ухватил, несмотря на то, что с гордостью заявил о том, что переписал рассказ «Солнечный удар» одиннадцать раз от руки, чтобы постигнуть его.

Фото: Студия ТриТэ

Отчаяния поручика, того, что он почувствовал после отъезда девушки («…такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее…») — нет в фильме. В нем нет и присущего Бунину трагического восприятия любви, мысли о невозможности счастья. Да, поручик печалится, да, плачет, но катарсиса у зрителя от этого не будет. История его любви нужна режиссеру не для этого, и потому рассказывается она в виде флэшбеков. Будучи в плену, он вспоминает о ней. Помнит годы спустя. Но это воспринимается как чисто технический прием, необходимый для того, чтобы связать две истории, показать контраст с теперешним состоянием героя. Тогда он был счастлив, несмотря на расставание, а сейчас, в момент гибели страны, глубоко несчастлив.

Что касается «Окаянных дней», то здесь все совсем странно. От них не осталось вообще ничего, кроме одной фразы, и то искаженной. Да и не могло остаться: бунинские дневники описывают 1918-1919 годы, а в фильме показан год 1920-й, причем ноябрь, почти его конец.

Михалков, демонстрируя события начала XX века, проводит аналогию с началом века XXI-го. По всей картине разбросаны символы, связанные с православием. То и дело в кадр попадают крестики. Офицеры идут на смерть с религиозной песней. Да, здесь есть нечестный поп, который хочет нажиться на приезжем из Москвы, но он нужен скорее для некоторого смягчения идеологии, которая заложена в фильме. Один из важнейших персонажей — мальчик-служка Егорий: ведь во взрослом возрасте он станет красным комиссаром, отправляющим белых, среди которых и сам герой, умирать. Почему с ним произошли такие метаморфозы? Да потому что разуверился в Боге, поверил в теорию Дарвина. Вот и Россию загубили из-за того, что веру потеряли — с точки зрения Михалкова. Своими руками загубили, как говорит один из офицеров. А своими — потому, что легкомысленно относились к якобы завиральным теориям, которыми увлекся мальчик-Егорий и подобные ему, будущие красные.

Потому и несущественно для режиссера следование Бунину. Ему важно сказать: белые, верные царской власти — это те, кто предан власти и в сегодняшней России. Те, кто чтит и церковь. Красные — те, кто хотят перемен, потенциальные революционеры, разжигающие бунт. А бунт – это убийства невинных, кровопролитие. Герой постоянно задает вопрос самому себе: «Как все это случилось?». Ответ понятен, понятно и назначение «Солнечного удара». «Мне очень хочется, чтобы этот вопрос прозвучал по-другому: «Как сделать так, чтобы подобная трагедия больше не повторилась?» —  признался Михалков. В финале картины появляется титр о том, что только в Крыму с 1918 по 1922 годы Россия потеряла более 8 миллионов сограждан. Очень удачно: за время съемок фильм приобрел еще большую актуальность.

Несмотря ни на что, важно отметить, что почти все актерские работы в фильме — замечательные. Наименее удачен главный герой, а все актеры, изображающие персонажей второго плана, не допускают ни ноты фальши. Операторская работа также прекрасна, особенно хороши пейзажи (пароходы на Волге, кстати, снимали в Швейцарии).

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK