18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Укрощение «зеленого змия»
Экономика

Укрощение «зеленого змия»

В правительстве не исключают принятия новых мер, направленных на дальнейшее снижение потребления алкоголя и табачной продукции в России. В качестве одной из них рассматривается введение запрета на продажу горячительных напитков молодежи в возрасте до 20 лет. Об этом сообщила РИА «Новости» вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова. «Что касается табака и алкоголя, будем ли мы принимать какие-то дополнительные меры, думаю, что будем, потому что, несмотря на достигнутые результаты, цифры пока нас не устраивают», – заявила она.

По словам Голиковой, речь не идет о том, чтобы все поставить под запрет. Но существует международный опыт борьбы с алкоголем, которым можно воспользоваться, сопоставив его с российскими реалиями. Например, во многих странах продажа алкогольной продукции разрешена не с 18 лет, как в России, а с 20 или даже с 21 года. Правительство готово пойти этим путем. «Есть все основания предполагать, что в более раннем возрасте существуют определенные риски привыкания, дети просто губят свое здоровье», – пояснила вице-премьер.

Случайность это или нет, но накануне выступления Голиковой Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные последнего опроса, согласно которому среди населения России до 40% увеличилось количество абсолютных трезвенников. Годом ранее этот показатель составлял 39%, а начиная с 2009 года рост составил 14%. Кроме того, 58% респондентов признались, что употребляют алкоголь «время от времени», причем 14% – не чаще чем 2–3 раза в месяц. Каждый день прикладываются к рюмке только 1% россиян.

Алкоголь сдает позиции на протяжении последних 13 лет. По данным Минздрава, в 2004 году в среднем в стране на душу населения пришлось 20,3 литра спиртного, в 2008‑м – 18 литров, в 2016‑м – 10,3 литра, в 2017‑м – 10 литров. Это результат борьбы государства с алкоголизацией населения. Среди принятых мер – запрет продажи спиртного в ночное время, ограничение реализации пива, повышение акцизов на алкоголь и минимальной розничной цены на водку, повсеместное введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).

Истина в вине

На фоне снижения потребления производство алкогольной продукции в России в 2017 году увеличилось на 2156,83 декалитра (дал), или на 1%. Объемы выпуска водки выросли на 8%, коньяка – на 11%, плодового вина – на 147%. Зато зафиксировали резкое падение производители виноградных вин. Игристых вин и шампанского выпущено на 13% меньше, ликерных вин – на 31%, виноградных – на 13,4%.

Тезис о том, что молодое поколение якобы в меньшей степени подвержено вредной привычке и выбирает здоровый образ жизни, Дробиз тоже готов оспорить. Он напоминает о демографическом провале второй половины 90‑х годов прошлого века. Действительно, сегодня юношей и девушек в возрасте 18–20 лет от роду раза в два меньше, чем было лет 10 назад. Соразмерно снизились и физические объемы потребления алкоголя, в частности, когда-то модного среди молодежи напитка – пива.

Несколько иначе оценивает ситуацию директор Института экономики здравоохранения Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (ВШЭ) Лариса Попович. «Мы много лет проводим свои опросы населения, в том числе и по отношению к алкоголю. Они свидетельствуют, что определенные положительные сдвиги есть, но говорить о кардинальном улучшении ситуации, к сожалению, не приходится», – говорит она. В этих опросах принимают участие 12,5 тысячи человек – мужчины и женщины разных возрастов, жители крупных городов и небольших населенных пунктов. В 2016 году 60,8% респондентов признались, что употребляют алкоголь, в 2017‑м этот показатель снизился до 57,7%. Причем каждый день пьют совсем немного – только 0,68% граждан. Как бы то ни было, но меры, которые принимает сегодня государство, Попович считает недостаточными.

Со своей стороны, руководитель управления рейтингов корпоративного сектора НРА Кирилл Кукушкин напоминает – борьба за трезвый образ жизни для казны может быть чревата потерями. «Повышение возраста продажи алкоголя отразится на доходах бюджета не только в части акцизов, но и по другим налогам ввиду снижения продаж розничных магазинов, баров и ресторанов. Очень сильно эта мера может ударить по клубной индустрии, так как основной клиент ночных клубов как раз молодежь в возрасте от 18 до 22 лет», – пояснил собеседник «Профиля». Впрочем, пока этого удается избегать. Доходы федерального бюджета от акцизов на алкоголь в 2017 году составили 363 млрд рублей. По сравнению с 2016‑м они выросли на 11%.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».