19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Четвертый пошел
Экономика

Четвертый пошел

Четвертый аэропорт московского узла «Жуковский» утром в понедельник принял свой первый рейс. Из Минска прилетел самолет компании «Белавиа». Уже на этой неделе такие перелеты станут ежедневными. В дальнейшем к ним добавятся рейсы в города СНГ, Европы и Средней Азии. Эксперты ожидают снижения цен на билеты, но больших надежд на новый аэропорт не возлагают – всему виной неудобное расположение. 

Прибытие самолета Boeing 737-300 с ливреей «Белавиа» на борту задержалось на 14 минут из-за позднего вылета из Минска. В обратный путь лайнер тоже отправился с запозданием и взял на борт 88 человек. Первый для нового аэропорта рейс встречали традиционной водной аркой из струй двух пожарных машин. Рейсы из столицы Белоруссии и обратно будут выполняться каждый день: по понедельникам, средам, пятницам и субботам утром, по вторникам, четвергам и воскресеньям – вечером. Изначально белорусская авиакомпания собиралась летать в «Жуковский» самолетами Embraer 175, однако спрос на рейс превзошел ожидания и лайнер заменили на более вместительный.

На ближайшие недели Минск останется единственным направлением, которое будет обслуживать аэропорт, однако уже в октябре ожидается появление новых рейсов. В конце августа необходимые допуски Минтранса получили компании «Ямал», «Уральские авиалинии», «ВИМ-Авиа» и «Норд-авиа». Ожидается, что они будут осуществлять полеты по 11 направлениям: в Австрию, Болгарию, Венгрию, Германию, Грузию, Казахстан, Китай, Киргизию, Таджикистан, Турцию и Чехию.

Кроме этого, в Жуковский будет летать киргизская авиакомпания Manas Air. В августе она получила права на коммерческие перелеты из двух киргизских городов: Бишкека и Оша. Рейсы будут выполняться семь раз в неделю.

Инвесторы из совместного предприятия российского «Ростеха» и литовской Avia solutions group рассчитывали, что аэропорт станет хабом для авиакомпаний-лоукостеров. Финансовый кризис и последовавшее за ним сокращение пассажиропотока отпугнули малобюджетных перевозчиков. Однако расценки на рейс Минск-Жуковский вселяют оптимизм в экспертов. Билет в один конец обойдется в 34 евро, в обе стороны – в 63. Это почти в два раз дешевле, чем перелет той же «Белавиа» через «Домодедово»: там полет стоит от 50 евро в одну сторону.

«Это можно считать обычными маркетинговыми ухищрениями. Для новых аэропортов и новых рейсов это нормально. Как скидки или распродажи в магазинах, – отметил в беседе с «Профилем» независимый авиационный аналитик Дмитрий Адамидов. – Плюс не стоит забывать о неудобном расположении аэропорта – все же он находится далеко от Москвы. Так что на билет вы можете потратить и меньше денег, но потом компенсировать все дорогой дорогой до города».

«Сейчас до аэропорта можно добраться двумя способами: на электричке «Спутник» от Казанского вокзала до станции «Отдых», а оттуда – на маршрутке, либо на автобусе от метро «Котельники». Я считаю, что это нормально», – не соглашается с экспертом мэр Жуковского Андрей Войтюк. По его словам, в будущем от «Жуковского» до Москвы пустят легкое метро и скоростной трамвай.

Если это действительно произойдет, конкурентоспособность «Жуковского» вырастет, считает Адамидов. Но на конъюнктуру рынка его появление сильно повлиять не должно – новый аэропорт едва ли сможет конкурировать с тремя другими. «Но новый аэропорт – это всегда новые возможности. Те, компании, которые не нашли себя в других местах, попробуют найти здесь. Конечно, у него было бы больше шансов на успех, будь он расположен в Новой Москве. Тогда бы это можно было считать работой на перспективу. Но варианты есть и при том положении дел, которое мы имеем», – говорит аналитик.

Мэр Жуковского ожидает, что открытие воздушной гавани поможет городу больше зарабатывать: за счет налогов и новых рабочих мест. «Повысится и инвестиционная привлекательность. На первых порах это будет не сильно заметно, но в перспективе, с увеличением пассажиропотока, и эффект должен быть куда более ощутимым», – рассказал «Профилю» Андрей Войтюк.

Терминал «Жуковского» рассчитан на четыре миллиона пассажиров в год. К 2021 году этот показатель планируется довести до 12 миллионов. Но рассчитывать на что-то большое вряд ли стоит, считает Адамидов: «Как бывший военный аэродром, он не слишком удобен для гражданских нужд». «Жуковский» и правда построен на базе аэродрома Летного испытательного института имени Громова – главного авиационно-испытательного предприятия Советского союза. Аэропорт имеет региональный статус и юридически относится к городу Жуковскому, а не к Москве.

«И в этом, определенно, его основной плюс. Руководство аэропорта очень грамотно вовремя подсуетилось и заключило межправительственное соглашение, по которому аэропорт не считается Москвой. Это позволит ему в будущем получить рейсы, по которым квоты на Москву уже исчерпаны, например, в Лондон, Париж, Милан», – рассказал «Профилю» сотрудник Института экономики и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. По его словам, это обстоятельство способно нивелировать «маргинальное местоположение» аэропорта.

Этот же фактор способен привести к снижению цен, но одновременно несет в себе и риски для авиакомпаний. «Насколько долго бюджетные авиакомпании смогут конкурировать с группой «Аэрофлот» в вопросе цен на билеты, сложно сказать. Мы все помним, что подобное уже пыталось сделать «Трансаэро». Сначала это дало результат и позволило увеличить продажи, но где сейчас «Трансаэро»», – говорит Крамаренко.

«Жуковский» смог открыться только со второго раза. Первоначально сделать это планировалось 15 марта, но руководство не успело получить постановление правительства о международном сообщении. 30 мая торжественная церемония все же состоялась. В ней принял участие премьер-министр Дмитрий Медведев. Однако первого рейса пришлось ждать еще три с половиной месяца — вплоть до 10 утра 12 сентября.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».