18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Британскую субмарину «Эрдж» удалось найти через 77 лет после ее гибели
Military ВМФ Великобритании Вторая мировая война Мальта подлодка

Британскую субмарину «Эрдж» удалось найти через 77 лет после ее гибели

Вторая мировая война оставила историкам немало тайн и загадок. В этом году одной такой тайной стало меньше – 31 октября министерство обороны Великобритании объявило о необычной находке. Морские археологи из университета Мальты на глубине 130 метров возле побережья острова обнаружили корпус британской субмарины «Эрдж». Эта лодка считалась пропавшей без вести с 27 апреля 1942 года. Существовали разные версии ее гибели, но потребовалось 77 лет, чтобы выяснить, что случилось с подлодкой, на счету которой самый яркий успех британских подводников – торпедирование итальянского линкора «Витторио Венето» и потопление крейсера «Джованни делле Банде Нере».

«Рабочие лошадки» британского подплава

Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами

В декабре 1940-го шотландская верфь «Виккерс-Армстронг» пополнила флот Его Величества субмариной, получившей название «Эрдж» (HMS Urge). Она относилась к британским подводным лодкам серии «U», которые изначально проектировались как учебные и вооружение на них не предусматривалось. Однако впоследствии британское Адмиралтейство изменило подход к этим субмаринам и «U»-шки стали полноценными боевыми машинами – небольшими и маневренными, хорошо подходившими для Средиземного и Северного морей.

Эти 600тонные лодки могли развивать скорость до 14 узлов в надводном положении и давали девять узлов под водой. Их вооружение состояло из шести торпедных аппаратов, трехдюймового орудия и пулеметов. Управлял «U»-шкой экипаж из 30 подводников. Дешевые, надежные и не требующие много времени на постройку субмарины серии «U» стали настоящими рабочими лошадками британского подплава. Всего англичане построили 48 таких лодок. Во время войны они успели послужить под разными флагами – Великобритания передала часть «U»-шек подводникам Польши, Норвегии, Франции и Советского Союза.

Командиром «Эрдж» стал лейтенант Эдвард Филип Томкинсон, командовавший лодкой вплоть до ее гибели и заслуживший на ней два «Ордена за выдающиеся заслуги». Любопытно, что «Эрдж» была так называемой «народной» субмариной. В 1941 году правительство Великобритании проводило «недели военных кораблей», принимая от граждан пожертвования на их содержание и вооружение. Жители города Бриджент собрали более 300 тысяч фунтов стерлингов, которые Адмиралтейство потратило на обслуживание «Эрдж» и еще двух кораблей. Экипаж Томкинсона наглядно доказал своими подвигами, что горожане Бриджента не зря сдавали деньги на содержание подводников.

Кровавое Средиземноморье

В начале Второй мировой основным театром военных действия для британских подводных лодок служило Северное море. Однако после вступления Италии в войну на стороне Германии в июне 1940-го Средиземное море стало для британских подводников главным местом действия на протяжении трех лет. Именно здесь они достигли наиболее впечатляющих успехов и понесли тяжелые потери. С 1940-го по 1943 год Средиземноморье стало могилой для 43 субмарин Его Величества, на которых погиб 1861 подводник. В этот печальный список входит и «Эрдж» со своим экипажем. Но прежде чем Томкинсон и его люди нашли свою смерть на дне морском, они успели славно повоевать.
Получив нового противника, Королевский флот оказался в непростом положении. Военно-морские силы Муссолини были сконцентрированы в Средиземном море и превосходили численностью английские в этом регионе. Главными базами британского флота служили Гибралтар, Александрия и Мальта. Однако последняя сразу оказалась под ударами итальянских военно-воздушных сил. Поскольку противовоздушная оборона острова была слаба, размещать там корабли и тем более субмарины не стоило. Да и самих подлодок у англичан было на Средиземноморье немного, особенно с учетом понесенных потерь – за 1940 год у них уже погибло там девять лодок.

Баланс сил Королевскому флоту удалось выровнять после рейда на базу итальянских ВМС Таранто. В ночь на 12 ноября 1940-го английские торпедоносцы нанесли удар и вывели из строя три вражеских линкора. К этому же времени противовоздушная оборона Мальты была усилена. Поэтому Адмиралтейство вновь решило использовать остров как базу для своих подлодок и в дальнейшем отправляло из метрополии все субмарины серии «Т» и «U» на Мальту. Так как это решение касалось и «Эрдж», Томкинсон повел ее на Средиземное море в апреле 1941-го. Именно во время этого похода ему удалось открыть боевой счет – в Бискайском заливе его лодка потопила большой итальянский танкер, везший бензин из Бразилии в оккупированную немцами Францию.

Конвои, крейсеры и диверсанты

По прибытии на Мальту экипажу «Эрдж» не пришлось сидеть в порту без дела. В то время мальтийские субмарины охотились в море на конвои, снабжавшие итало-германские войска в Северной Африке. Томкинсон сразу зарекомендовал себя как агрессивный и смелый командир. В следующих двух походах он действовал у побережья Туниса, где пролегали вражеские судоходные маршруты, и атаковал два конвоя и эскадру итальянских крейсеров. Хотя англичане и считали несколько целей пораженными, увы, торпеды «Эрдж» прошли мимо них. В конце июня 1941-го субмарину задействовали в спецоперации. Она высадила на берег Сицилии диверсантов, которые взорвали там железнодорожный туннель. Возвращаясь на базу после выполнения этого задания, Томкинсон встретил лакомую цель – итальянские тяжелые крейсеры «Триесте» и «Гориция». Но фортуна опять повернулась к капитану задом – торпеды в них не попали.

Неудачи преследовали «Эрдж» до конца августа. К этому времени подлодка дважды упустила огромные войсковые транспорты, перевозившие подкрепление из Италии в Ливию. Реабилитироваться за неудачи Томкинсон смог, атаковав конвой у Неаполя – 27 августа он торпедировал и повредил итальянский пассажирский пароход «Аквитания». А вскоре экипажу «Эрдж» судьба дала понять, что удача требуется не только для успешных атак. В конце сентября субмарина вновь была отправлена на спецзадание. На этот раз ей предстояло доставить на Сицилию разведчика, имевшего при себе рацию и крупную сумму денег. Высадка прошла успешно, но агент попал под наблюдение тайной полиции и вскоре был арестован. На допросе он рассказал, что в условленном месте его возвращения ждет подлодка.

В назначенное время «Эрдж» вернулась в бухту за агентом. Офицер из команды Томкинсона должен был на берегу встретиться с разведчиком, но вместо этого попал в засаду. В перестрелке англичанин погиб. Вскоре в бухте показались итальянские миноносцы. Субмарине чудом удалось вырваться из ловушки и уйти в открытое море. Уже возвращаясь на Мальту, Томкинсон заметил немецкую подлодку U331 и атаковал ее. Двумя месяцами позднее эта «немка» потопила британский линкор «Бархэм». Томкинсон мог не допустить этого, торпедировав U331, но он промахнулся. Правда, вскоре судьба предоставила ему другой шанс, который командир «Эрдж» уже не упустил.

Яркие победы

Главными силами флота Муссолини выступали линкоры. Два из них, «Литторио» и «Витторио Венето», были современными кораблями и представляли наибольшую угрозу средиземноморским эскадрам Великобритании. В конце 1941 года чаша весов на Средиземном море склонилась в сторону стран Оси. Это произошло, потому что в восточной части региона англичане лишились всех своих линейных кораблей. 25 ноября U331 Ганса-Дитриха фон Тизенгаузена потопила «Бархэм». 19 декабря боевые пловцы 10й флотилии MAС – спецподразделения итальянских ВМС – вывели из строя линкоры «Вэллиант» и «Куин Элизабет» в Александрии. Королевский флот оказался в тяжелом положении. Теперь он не мог помешать противнику проводить конвои в Ливию, охранявшиеся итальянскими линкорами.

Однако у Великобритании оставались субмарины, и подводники Его Величества вскоре наглядно доказали, на что они способны. Наступил звездный час для «Эрдж», которая в четырнадцатом боевом походе действовала в узком Мессинском проливе. Утром 14 декабря Томкинсон обнаружил там «Литторио» и «Витторио Венето» в сопровождении эсминцев, прикрывавших важный конвой, следовавший в Ливию. Субмарина выпустила торпеды, а затем ушла на глубину, поэтому подводники не увидели, а услышали результат атаки. Раздался громкий взрыв – «Витторио Венето» получил большую пробоину в левом борту. Добить его Томкинсону не дали эсминцы сопровождения. Поврежденный линкор смог добраться до базы и встал там на ремонт.

Следующий подвиг экипаж «Эрдж» совершил несколько месяцев спустя. В конце марта субмарина вышла в море, имея задачу высадить у Салерно диверсионную группу, которая должна была подорвать там железную дорогу. Акция прошла успешно – на воздух взлетел поезд. Приняв диверсантов обратно на борт, Томкинсон начал охоту на вражеское судоходство в местных водах. 1 апреля им был замечен легкий крейсер «Джованни делле Банде Нере» в сопровождении эсминцев. Расстояние между кораблями и лодкой составляло почти пять километров, но командир «Эрдж» решил попытать счастья и объявил торпедную атаку. Фортуна оказалась на стороне англичан – одна из четырех выпущенных торпед поразила цель, и крейсер пошел ко дну.

Пропавшая без вести

В апреле 1942-го для подлодок 10й подводной флотилии на Мальте наступили тяжелые времена. Налеты немецкой авиации на остров стали настоящим бичом для английских моряков. Ввиду угрозы гибели подлодок прямо на базе Адмиралтейство решило перевести их в более безопасную Александрию. 27 апреля Томкинсон вывел свою субмарину из гавани Мальты для перехода в Египет. На борту кроме 32 подводников находились 12 пассажиров. Лодку ждали в Александрии к 6 мая, но она не пришла. «Эрдж» пропала без вести. Адмиралтейство решило, что она погибла на минах, установленных у Мальты немецкими торпедными катерами. Но существовали и иные предположения, касавшиеся гибели этой субмарины.

Немецкая подлодка на Таймыре: правда или вымысел?

Так, итальянцы утверждали, что «Эрдж» стала жертвой их авиации. Утром 29 апреля 1942 года семь истребителей CR.42 атаковали у ливийского побережья неизвестную подлодку и заявили о потоплении. И вот в мае 2015-го в СМИ прошла информация об обнаружении с помощью сонара возле Ливии корпуса подлодки серии «U». После более точного опознания находки удалось бы, вопервых, подтвердить донесение пилотов итальянских истребителей и, вовторых, установить, где находится «могила» Томкинсона. Однако за прошедшие четыре года никаких погружений к корпусу лодки не проводилось из-за нестабильной политической ситуации в Ливии.

Противником ливийской версии гибели «Эрдж» выступил канадский исследователь Платон Алексиадес. Он сомневался в том, что лодка могла оказаться у Ливии, так как должна была следовать в Египет. Кроме того, канадец считал невозможным, чтобы «Эрдж» смогла дойти до ливийского берега за полтора дня. Алексиадес был уверен, что пропавшую субмарину нужно искать у Мальты. С помощью морских археологов местного университета ему удалось найти «Эрдж». Победительница «Витторио Венето» и «Джованни делле Банде Нере» была обнаружена на дне неподалеку от острова. Обследование ее корпуса показало, что лодка Томкинсона действительно подорвалась на мине и из-за этого затонула. Так спустя 77 лет была разгадана еще одна загадка Второй мировой войны. После дополнительного изучения погибшей субмарины министерство обороны Великобритании планирует объявить ее официальным воинским захоронением.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».