Профиль

Бухта затопленных кораблей: как 105 лет назад немцы спасли честь германского флота

Затопление корблей

Затопление линкора «Байерн»

©Royal Navy official photographer (C. W. Burrows)

Обреченные на позор

В годы Первой мировой германский флот имел на вооружении 24 линкора (дредноута) и линейных крейсера, а также десятки кораблей других классов. Англичане могли противопоставить этой силе 34 линкора (дредноута) и линейных крейсера, многочисленные легкие крейсера и эсминцы. Единственное сражение главных линейных сил – Ютландский бой – произошло в конце мая – начале июня 1916-го. Победы в нем не добилась ни одна из сторон. В дальнейшем немцы предпочитали не искушать судьбу и держали свои крупные корабли в базах.

"Истребитель линкоров": как кайзеровский подводник нанес Антанте поражение

Генеральное сражение германское командование готовило на конец октября 1918 года, когда было уже очевидно, что поражение Германии в войне – вопрос нескольких недель, если не дней. В ночь с 29 на 30 октября экипажи линкоров «Тюрингия» и «Гельголанд» взбунтовались, отказавшись выполнять боевой приказ. Матросы были арестованы, но в их поддержку в Киле начались демонстрации, которые привели к восстанию. Оно считается моментом начала германской революции.

Революция свергла монархию, 4 ноября была провозглашена республика, и новые власти предприняли шаги к выходу страны из войны. По условиям Компьенского перемирия (11 ноября 1918-го) Германию обязали в течение 14 дней передать Антанте все подводные лодки, а также направить для интернирования шесть линейных крейсеров, 10 линкоров, восемь легких крейсеров и 50 эсминцев.

Сомнительная честь возглавить последний поход боевого ядра немецкого флота выпала контр-адмиралу Людвигу фон Ройтеру. Он держал свой флаг на линкоре «Фридрих дер Гроссе». Днем 19 ноября корабли, обреченные стать ценным трофеем победителей, через проходы в минных полях начали выходить в море.

Немецкие линейные крейсеры направляются в Скапа-Флоу

Desconhecido

Утром 21 ноября германскую эскадру в назначенном квадрате встретила армада Антанты – около 260 вымпелов. Союзники проверили артиллерийские погреба немецких линкоров, крейсеров и эсминцев, чтобы удостовериться в отсутствии боекомплекта, сняли замки с орудий. Только после этого корабли отконвоировали в бухту Скапа-Флоу – главную базу британского флота на Оркнейских островах.

Невольники плавучих тюрем

На немецкой эскадре находилось около 20 тыс. моряков, которые, по условиям перемирия, подлежали возвращению на родину. В начале декабря домой отправили более 15 тыс. из них, в первой половине июня 1919-го – еще примерно три тысячи. Таким образом, под началом Людвига фон Ройтера осталось всего 1783 человека.

"Морской дьявол" кайзера: чем прославился последний корсар в истории

Провизию, топливо и даже пресную воду доставляли из Германии раз в 15 дней. Весь груз сначала принимал флагманский корабль, затем его распределяли между остальными. Перевозки осуществляли английские патрульные суда. Режим напоминал тюремный: немцам запретили сход на берег, радиосвязь. Они могли передавать сообщения флажными и световыми сигналами, которые читали англичане. Продовольствия остро не хватало, да и качество его было отвратительным. Чтобы разнообразить скудный рацион, моряки занимались рыбной ловлей, охотились на чаек. Был еще один источник: англичане на шлюпках ночами тайком наведывались на германские корабли. Недавние враги организовали бойкую торговлю по бартеру.

Дисциплина на германском флоте после революции пошатнулась. На кораблях были созданы советы матросских депутатов, которые утверждали приказы командиров, согласовали назначения на должности офицеров. С новыми реалиями пришлось считаться даже адмиралу фон Ройтеру. Дошло до того, что он перенес флаг с линкора «Фридрих дер Гроссе» на легкий крейсер «Эмден», экипаж которого в большей степени сохранил уставной порядок.

В свою очередь, англичане, опасаясь революционных выступлений на германской эскадре, сформировали абордажные партии, чтобы в случае необходимости силой оружия подавлять бунты. Но пока не дошло до крайности, на борт интернированных кораблей они не поднимались.

Заговор адмирала фон Ройтера

Условия Версальского мирного договора союзники согласовали 6 мая 1919 года. Берлин должен был ознакомиться и принять его до 21 июня. Затем срок продлили на два дня. Одно из самых унизительных для Германии, хотя вполне ожидаемых требований – передача кораблей, интернированных в Скапа-Флоу.

Во славу кайзера: как потомок французских аристократов стал легендой немецкого и мирового подплава

Британское командование предвидело, что немцы попытаются уничтожить флот. Поэтому был разработан план захвата кораблей, который намеревались привести в действие в 19 часов 23 июня – после истечения нового срока ультиматума.

Немцы действительно начали готовиться затопить корабли, после того как из газет узнали детали мирного договора. Фон Ройтер не исключал, что англичане решатся на захват флота до истечения срока ультиматума. Полностью доверять адмирал мог только офицерам, от которых требовал до последнего держать приготовления в тайне от матросов, чтобы не допустить утечки информации. Приказ с указанием окончательной даты затопления флота – 21 июня – заговорщики получили 17 июня.

Фон Ройтер предписывал единомышленникам осуществить задуманное «немедленно и таким образом, чтобы корабль затонул как можно быстрее». Для этого внутренние двери, люки, вентиляторы, иллюминаторы следовало держать открытыми, также подготовить к открытию крышки подводных торпедных аппаратов, конденсаторов, вентиляции и клинкетов затопления.

Людвиг фон Ройтер (1943 г.)

Neue Deutsche Biographie

При этом фон Ройтер все же не исключал возможной передачи кораблей англичанам, но только если последует четкий приказ из Берлина. «Я приму решение о затоплении кораблей только в том случае, если противник попытается завладеть ими без согласия нашего правительства. Если же наше правительство согласится на сдачу кораблей в соответствии с мирными соглашениями, то корабли будут сданы – к вечному стыду тех, кто поставил нас в такое положение», – написал адмирал.

Открыть кингстоны!

Почти идеальные условия для затопления флота немцам создали сами англичане. Командовавший британскими морскими силами в Скапа-Флоу вице-адмирал Сидней Фримантл рано утром 21 июня вывел в море пять линкоров в сопровождении легких крейсеров и эсминцев. В базе остались пара миноносцев, несколько вооруженных дрифтеров, траулеров и вспомогательных судов.

Африканские страсти Первой мировой: сражения за озеро Танганьика

Утро выдалось безоблачным, море было спокойным, дул легкий бриз. На палубу «Эмдена» в парадном мундире поднялся контр-адмирал Людвиг фон Ройтер. По его команде в 10:00 на мачте крейсера подняли сигнал DG: внимательно следить за сигналами с флагмана. В 10:30 поступил сигнал «Параграф 11. Подтвердить», продублированный флажным и световым семафорами.

Это и был приказ начать действовать, который передавали как эстафету – от корабля к кораблю. Процесс занял довольно много времени. Самый удаленный от места якорной стоянки флагмана эсминец принял сигнал в 11:30. Ну а последним, в 12:10, приказ открыть кингстоны получил экипаж «Эмдена». Задержка была вызвана тем, что у борта крейсера стояли три британских судна: водолей, подававший пресную воду, и два патрульных дрифтера. Адмирал не хотел, чтобы англичане подняли тревогу раньше времени.

Политические разногласия среди немецких моряков в тот момент ушли на второй план. Экипажи подняли над тонущими кораблями военно-морские флаги кайзеровского флота, запели национальный гимн. Первым, в 12:16, перевернулся вверх килем и затонул линейный корабль «Вильгельм дер Гроссе». В 12:54 за ним последовал «Кёниг Альберт», ну а далее, как говорится, по списку.

Сидней Фримантл получил от радистов известие о ЧП в базе около 13 часов и незамедлительно приказал лечь на обратный курс. Примерно через час британское соединение подошло к бухте, но было уже поздно. К тому времени на плаву оставались три германских линкора, три легких крейсера и два десятка эсминцев.

Англичане тщетно пытались заставить экипажи не покидать корабли и остановить затопление. По шлюпкам, в которых спасались немцы, открыли пулеметный и ружейный огонь, стреляли из малокалиберных орудий. Поднятые белые флаги игнорировали. Девять убитых, 16 раненых – это были последние потери кайзеровского флота в Первой мировой войне.

Экипаж «Эмдена» во главе с адмиралом перешел на стоявшие у борта дрифтеры. Но крейсер не успел затонуть – английский эсминец отбуксировал его к берегу и посадил на мель. Так же британцы поступили с линкором «Баден», двумя легкими крейсерами и 18 эсминцами. В остальном, с точки зрения немцев, операцию можно было считать успешной. За пять часов на дно пошли 10 линкоров, пять линейных и пять легких крейсеров, 32 эсминца.

Затонувший линейный крейсер «Гинденбург»

Imperial War Museums / iwm.org.uk

Побежденная и униженная Германия новости из Скапа-Флоу встретила с воодушевлением. «Истинно германский дух не угас!» – заявил адмирал Франц фон Хиппер. Британцы отнеслись к случившемуся почти философски. Известно мнение адмирала Росслина Уэмисса: «Я смотрю на затопление как на подлинный дар небес. Оно сняло болезненный вопрос о разделе германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но, когда станут известны факты, всякий подумает, вроде меня: «Слава богу!»

Действительно, победители договорились, кому достанутся уцелевшие корабли, ну а стоимость затопленных добавили к сумме репараций. Общий счет за проигранную войну, выставленный Германии, получился астрономический – 262 млрд золотых марок. На то, чтобы погасить долг, ушел почти век: последние выплаты власти ФРГ провели в октябре 2010-го.

Что касается лежавшего на дне Скапа-Флоу кайзеровского флота, то к 1939-му почти все корабли были подняты, разрезаны на металлолом и отправлены на переплавку.

Самое читаемое
Exit mobile version