В первую очередь, конечно, привлекает внимание сумма оборонных трат — около $738 млрд. Это меньше того, что хотели Пентагон и Белый дом (они запрашивали $750 млрд), но все равно рекордная сумма, по крайней мере в абсолютном отношении. Для сравнения в 2019 финансовом году траты в рамках NDAA составили $717 млрд. Не все эти деньги идут непосредственно Пентагону — в общую сумму входит $23,1 млрд бюджета Министерства энергетики (в США оно отвечает почти только за ядерную сферу, в т.ч. за ядерное оружие, и традиционно финансируется в одном пакете с оборонным ведомством), $71,5 млрд на военные операции за рубежом и т.д. Прямые траты Минобороны заложены в объеме $635 млрд, их рост по сравнению с прошлым годом составил примерно 3%. На те же три процента в среднем выросли оклады военнослужащих — и это самая крупная прибавка за десятилетие, что в предвыборный год поможет Трампу заручиться поддержкой военных и отставников.
Второй важной новостью стала реализация идеи Трампа о формировании Космических сил США как отдельной, шестой, ветви вооруженных сил (различие в российской и американской структурах вооруженных сил оставляют пространство для корректного перевода и трактовки, ограничимся калькой с английского без интерпретации). В определенном смысле это крупнейшая реформа подобного рода с 1947-го, когда ВВС США получили полную независимость от Армии. Пока что Космические силы будут в процессе формирования (путем переноса личного состава, имущества и компетенций из состава ВВС) и играть подчиненную роль, не имея, подобно Корпусу Морской пехоты, собственного департамента в Пентагоне, входя в департамент ВВС. Но это все равно важнейший сигнал — США дополняют практические шаги на пути милитаризации космоса организационно и пропагандистски. Эта работа подкрепляется поддержкой революции на рынке пусковых услуг — военными будут два следующих пуска тяжелой ракеты SpaceX Falcon Heavy. Поддерживаются и «стартапы» для оперативного вывода малых спутников, такие как новый «воздушный старт» компании Virgin Orbit: на 2020 год назначен первый запуск спутника, причем базироваться самолет-матка будет на одном из крупнейших аэродромов стратегической авиации США на острове Гуам.
Пока, впрочем, основные усилия сосредоточены в пределах земной атмосферы. И они щедро финансируются: первоначальный запрос Пентагона на 78 истребителей пятого поколения семейства F-35 увеличен законодателями до 90 машин — в том числе 60 F-35A для ВВС, 10 F-35B и 20 F-35C для КМП и ВМС США. Кроме того флоту одобрили закупку 24 истребителей F/A-18E/F «Супер Хорнет» — пока F-35 все еще доводится, они остаются основой американской палубной авиации. Кроме того, хотя об это прямо не говорится, их закупка является мерой поддержки истребительного подразделения «Боинга», испытывающего нехватку экспортных заказов. Еще одним куском пирога для компании из Сиэтла стало одобрение закупки первой партии из восьми истребителей F-15EX — вновь, после почти 30 лет перерыва, Пентагон закупает ветерана холодной войны («Профиль» уже подробно рассказывал об этой программе-«ремейке»). Перечислять программы вспомогательной авиации подробно не будем, отметим лишь, что желания военных, в том числе закупки новых учебно-тренировочных самолетов T-7A (для того чтобы начать наконец замену служащих с 1960-х T-38) и проблемных самолетов-заправщиков KC-46, в целом получили достаточное финансирование. Почти миллиард выделен на ранний этап разработки истребителя шестого поколения по программе NGAD. На флоте поддержаны запросы на финансирование закупки трех эсминцев типа «Арли Берк», десантных кораблей типов «Сан Антонио» и «Америка», продолжение финансирования постройки авианосцев нового типа «Форд», поддержана закупка 10 субмарин типа «Вирджиния». Отдельно внесены меры поддержки своего производителя в конкурсе на перспективный фрегат – достаточно сильны там позиции европейских судостроителей.
Как военные понимают «неприемлемый ущерб» в ядерном конфликте
В полном объеме удовлетворен запрос на программу создания нового стратегического бомбардировщика B-21 «Райдер». Предложения в рамках программы обновления ядерного арсенала так же были в целом поддержаны. Это достаточно удивительно, так как в процессе согласования бюджета по поводу ядерного оружия велись ожесточенные споры. В первую очередь из-за вопроса развертывания боеголовки малой (вероятно около 5-7 килотонн) мощности W76-2 для ракет подводных лодок «Трайдент II». Идея создания подобного заряда была выдвинута в «Обзоре ядерной политики», подготовленном администрацией Трампа в 2018 году. Там говорилось, что путем дешевого и простого переоборудования имеющихся боеголовок (судя по всему, в термоядерных боеголовках заменяют основной заряд балластом и оставляют только плутониевый взрыватель) удастся получить оружие, которое займет место между тактическими авиабомбами и баллистическими ракетами с боеголовками мощностью в сотни килотонн. Таким образом, США, по словам составителей документа, смогут дать адекватный ответ российскому тактическому ядерному оружию и удержать Москву от использования тактики «эскалации для деэсклации» в случае конфликта Россия-НАТО.
Как уже было сказано, на стадии согласования пункт о финансировании оснащения ракет этими боеголовками (уже готовыми — создание W76-2 удалось профинансировать пока обе палаты Конгресса контролировались республиканцами) стал темой жесточайших споров. Демократы заявляли, что из-за этого снизится порог применения ядерного оружия, республиканцы настаивали, что Америке необходим инструмент для сдерживания России. В итоге первая версия NDAA летом прошла Палату представителей с полным партийным расколом: все демократы голосовали «за», а все республиканцы «против». Нам в России непросто понять, почему такая партийная солидарность шокировала политических обозревателей в США. Но американцы гордятся тем, что важные для всей страны документы принимаются в компромиссной форме и с поддержкой обеих партий. Чтобы объяснить насколько «на ножах» была американская политическая элита во время обсуждения NDAA, достаточно сказать: полный партийный раскол при голосовании по такому документу был этим летом зафиксирован впервые в истории! Однако в итоге программы обновления ядерного оружия в целом были поддержаны. Демократам было сделано несколько уступок, в основном касавшихся сокращения финансирования. По ракетам средней дальности, создаваемым после выхода из ДРСМД, так же принята, на первый взгляд, компромиссная формула, но фактически удовлетворяющая «ястребов» — запрещено серийное производство, но разрешены разработка и испытания, а на ближайшие годы хватит и этого.
Какие ракетные комплексы Россия начнет разрабатывать после гибели ДРСМД
Да что там какое-то ядерное оружие — демократы согласились даже на пресловутую стену на границе с Мексикой! Пусть и в урезанном по финансированию варианте. Как же Трампу удалось убедить противников? Посредством тактики «кнута и пряника». Демократам в предвыборный год не хотелось выставлять себя виновниками очередного «шатдауна». Предыдущий, зимой 2018-19 годов, и так стал самым долгим в американской истории — 35 дней. Вряд ли электорат преисполнился бы благодарности демократам за еще один месяц неоплачиваемого отпуска. Кроме того в пакет с оборонными расходами были включены важные для демократов социальные меры — в первую, очередь гарантированный оплачиваемый 12-недельный послеродовой отпуск для госслужащих. В России трехмесячный «декрет» может показаться дикостью, но многие американки вынуждены довольствоваться либо еще меньшими сроками, либо вообще брать отпуск за свой счет. Неудивительно, что эту статью закона называют исторической.
В документ включили и приятные для демократов пункты, касающиеся внешней политики. В том числе, санкции, закрепленные в законе, который президент не сможет просто так отменить (американские законодатели считают это крайне важным, хотя Трамп и не пытался отменять санкции). Вообще президенту конгрессмены лишней воли стараются не давать — одной из наиболее комичных статей NDAA стал запрет на роспуск им НАТО, по крайней мере, до 31 декабря 2020 года.
Среди политических мер есть и довольно неприятные для России - вторичные санкции против компаний участвующих в реализации «Северного потока-2» и «Турецкого потока». Это уже привело к отказу от работы на Балтике швейцарской компании Allseas и, вероятно, затруднит и задержит ввод СП-2 в строй. Европейские лидеры возмущаются подобными экстерриториальными мерами и заявляют о приверженности проектам. Но пример Ирана показывает, что европейский бизнес боится ссориться с США.
Впрочем, под санкции, закрепленные в NDAA, попала не только Россия. Турцию законодательно наказали за покупку ЗРК С-400. Оплаченные ею F-35 Анкаре не выдадут - на их хранение выделены деньги. Более того, профинансирован выкуп турецких истребителей находящихся в постройке. Их будущее неясно, возможно американцы оставят их себе, возможно, перепродадут, например, полякам. Закреплены и антикитайские меры, как мелкие, но практические (например, запрет на приобретение казной китайских автобусов), так и громкие, но чисто политические — декларированы полная поддержка «борьбы народа Гонконга за свободу» и «укрепления обороноспособности Тайваня». Последнее впрочем, вероятно еще и намек на скорые сделки по продаже вооружений Тайбэю.