Профиль

Форум «Армия-2020»: самые интересные новинки

В воскресенье, 23 августа, открылся Международный военно-технический форум «Армия-2020». По сравнению с предыдущими годами, на «Армии-2020» представлено несколько меньше новинок российского военно-промышленного комплекса (ВПК), так как значительная их часть уже была показана ранее (к примеру, во время Парада Победы). Мы рассмотрим наиболее значимые перспективные образцы вооружения и военной техники, продемонстрированные на выставке.

Комплекс воздушной разведки с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) большой продолжительности полёта "Орион-Э"

©Ладислав Карпов/ТАСС

Беспилотные летательные аппараты: в шаге от прорыва

Самой неожиданной и концептуально очень важной премьерой «Армии-2020» стал прототип перспективного скоростного ударного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Гром», разработанного компанией «Кронштадт» (пожалуй, наиболее продвинутый разработчик БПЛА в России). «Гром» – это принципиально новый тип дрона. Фактически это небольшой беспилотный самолёт, способный развивать сравнимую с пилотируемой авиацией скорость и имеющий сопоставимый радиус действия. Основное назначение «Грома» – работа в тесном взаимодействии с современными многофункциональными истребителями пятого поколения, наиболее продвинутыми машинами четвёртого поколения («поколение 4+») и под их управлением. По этой же концепции Boeing Australia разрабатывает проект Loyal Wingman в интересах военно-воздушных сил (ВВС) Австралии, а американская компания Kratos Defense & Security Solutions разрабатывает схожую машину XQ-58 Valkyrie для ВВС США (первый полёт состоялся в прошлом году).

Какие беспилотники есть на вооружении у российской армии

В рамках названной концепции, которой полностью соответствует «Гром», БПЛА действуют в передовом эшелоне порядков самолётов, обеспечивая ведение разведки, выявление систем противовоздушной обороны (ПВО) и радиолокационных станций противника, к тому же провоцируя их на включение и отвлекая на себя огонь зенитных ракетных комплексов (ЗРК), обеспечивая минимизацию потерь пилотируемых самолётов. При этом сам БПЛА способен поражать как средства ПВО, так и прочие объекты на территории противника. Такой беспилотник может действовать автономно, но основная тактика его применения – выполнение команд, транслируемых по каналу передачи данных с борта пилотируемого самолёта, к которому он привязан. Также имеется возможность управления из наземного командного пункта.

Согласно представленным компанией-разработчиком базовым техническим характеристикам, «Гром» обладает крайне внушительными для беспилотника массогабаритными характеристиками: его длина – 13,8 метра, размах крыльев равен десяти метрам, а максимальная взлётная масса – семь тонн, из которых до двух тонн приходится на боевую нагрузку. По этим показателям «Гром» сопоставим с истребителями второго и третьего поколений. «Гром» способен развивать скорость до 1000 км/ч при крейсерской скорости в 800 км/ч, а боевой радиус действия составляет до 700 километров – то есть столько же, а то и больше, чем у многих пилотируемых ударных самолётов. Компоновка «Грома» обеспечивает малозаметность как в радиолокационном, так и в инфракрасном диапазонах (технология снижения заметности Stealth).

Вооружение беспилотника размещается на двух точках подвески во внутреннем отсеке, а также возможна установка дополнительных авиационных средств поражения на двух точках под крыльями (в таком случае «Гром» теряет низкую заметность для радаров противника). Основные авиационные средства поражения «Грома» – новейшие российские ракеты «воздух-поверхность» и управляемые авиабомбы.

Предполагается, что уже в следующем десятилетии БПЛА концепции «верного ведомого» станут неотъемлемым атрибутом современной истребительной авиации и основными тактическими единицами будут связки этих беспилотников с истребителями. Безусловно, потребуются длительные годы для того, чтобы «Гром» прошёл путь от представленного прототипа до принятия на вооружение. Если разработки «Кронштадта» будут активно поддержаны Минобороны и доведены до серийных образцов, то в обозримом будущем Россия сможет выйти в число лидеров в области создания и производства БПЛА, которые, безусловно, входят в число важнейших видов оружия не только будущего, но и современности.

Чему российские вооруженные силы научились в Сирии

Одним из главных итогов «Армии-2020» в области беспилотной авиации стало подписание контракта на серийное производство разведывательно-ударных беспилотников «Орион», также разработанных «Кронштадтом». Этот БПЛА – аналог известнейшего американского дрона MQ-1 Predator. «Орионы» прекрасно выдержали испытания в боевых условиях на территории Сирии и сейчас проходят опытно-войсковую эксплуатацию. Фактически постановка «Ориона» на вооружение ознаменует конец сильнейшему отставанию России в области разработки тяжёлых ударных беспилотников. БПЛА «Орион» с применяемым им вооружением также продемонстрирован на «Армии-2020».

Помимо «Грома» на форуме «Армия-2020» демонстрировался макет перспективного тяжёлого БПЛА «Сириус» (на «Армии-2019» его показывали в гражданской конфигурации). Этот беспилотник отличают большие, чем у «Ориона», габариты и, соответственно, большие боевой радиус и боевая нагрузка.

Ещё одной новинкой от Группы компаний «Кронштадт» стал тяжёлый беспилотник «Гелиос-РЛД», самый крупный из продемонстрированных БПЛА. «Гелиос» имеет максимальную взлётную массу 4000 кг (для сравнения: у Ориона – 1150 кг, у Сириуса – 2500 кг) и предназначен для патрулирования воздушного пространства с проведением радиолокационной разведки. Радиус действия машины очень большой – 3000 километров, что позволит в перспективе наладить эффективный контроль огромного российского воздушного пространства, снизив нагрузку на истребительную авиацию.

Лазерный комплекс «Рать»

Ещё одной новинкой, впервые продемонстрированной на «Армии-2020», стал лазерный комплекс «Рать». Он предназначен для отражения массированных атак малых дронов, справиться с которыми силами традиционных ПВО крайне затруднительно. «Рать» может подавлять радиоканалы управления вражескими беспилотниками и каналы передачи данных, а также уничтожать оптические средства вражеских БПЛА. Малые беспилотники «Рать» способен сбивать лазером. Комплекс «Рать» представляет собой крайне внушительный набор различных средств, размещаемых на шасси бронеавтомобиля СБА-70К2 и включает:

– небольшую радиолокационную станцию, способную обнаружить дрон размером с голубя на расстоянии в 3,5 километра;
– оптико-электронную обзорно-поисковую систему;
– систему радиотехнической разведки, автоматически обнаруживающую работу телекоммуникационных каналов управления вражескими беспилотниками и определение их параметров;
– комплекс направленных радиоэлектронных помех, обеспечивающий гарантированное подавление каналов управления БПЛА на расстоянии до 2,5 километра;
– лазерный излучатель, позволяющий выжигать электронные системы БПЛА противника, а на расстоянии до 1 километра обеспечивающий их физическое разрушение.

Лучи поля боя: зачем нужно лазерное оружие

«Рать» способна в полностью автоматическом режиме осуществлять контроль воздушного пространства вокруг прикрываемого объекта. Фактически эта система – не только средство противодействия дронам, но и многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы.

При этом бронеавтомобиль СБА-70К2, на котором размещены средства комплекса, обладает крайне внушительным запасом хода – до 1000 километров при крейсерской скорости в 90 км/ч и высокой проходимости, что позволяет ему уверенно перемещаться вслед за прикрываемыми войсками, обеспечивая их надёжное прикрытие от БПЛА даже в режиме их применения «стаей».

Новые средства противовоздушной обороны

Среди зенитных ракетных комплексов (ЗРК) безусловный фаворит «Армии-2020» – система «Антей-4000». Несмотря на новое название, «Антей-4000» представляет собой экспортный вариант одного из самых продвинутых российских комплексов ПВО – С-300В4. Ранее экспортная версия С-300В4 носила название «Антей-2500». Цифры в названии означали, что этот комплекс способен перехватывать баллистические ракеты с дальностью полёта до 2,5 тыс. километров. Можно предположить, что индекс в новой экспортной модификации означает, что комплекс имеет возможность перехватывать при определённых условиях ракеты с дальностью полёта до 4 тыс. километров. Таким образом, С-300В4 и «Антей-4000» обеспечивают возможность борьбы практически со всеми типами существующих баллистических ракет средней дальности.

Главным отличием С-300В4 и «Антей-4000» от предыдущих модификаций ЗРК С-300В служат, помимо обновлённой радиоэлектронной базы, новые зенитные ракеты увеличенной дальности. Комплекс С-300В имеет зенитные управляемые ракеты двух типов – лёгкая 9М83, предназначенная для поражения аэродинамических целей, и тяжёлая 9М82, предназначенная для перехвата баллистических целей (один из главных типов целей для данных ЗРК), а также самолётов-постановщиков помех и прочих объектов на большой дальности. Благодаря новым модификациям ракет – 9М83МДЭ и 9М82МДЭ – дальность поражения аэродинамических целей комплексом увеличилась до 150 километров и до 380 километров соответственно. Возросшая энергетика ракеты 9М82МД обеспечила увеличение максимальной высоты перехвата баллистических целей до 27 километров, а дальности перехвата – с 30 до 45 километров. Кроме того, ракета 9М82МД получила активную головку самонаведения вместо полуактивной на предыдущих модификациях, что ещё больше расширяет её боевые возможности.

С-300В4 является уникальной ЗРК большой дальности, обеспечивающей возможность эффективного поражения как аэродинамических, так и баллистических целей. При этом система обладает высочайшей мобильностью и проходимостью, не имея равных в мире по данному показателю.

Почему создание ракетного комплекса на железнодорожной платформе – дурная затея

Еще одной новинкой стали продемонстрированные компоненты перспективного колёсного комплекса нестратегической противоракетной обороны 98Р6Е «Абакан». Пусковые установки системы оснащены теми же зенитными ракетами 9М82МДЭ, что и «Антей-4000». При этом «Абакан» может применяться как самостоятельная боевая единица, так и в составе других зенитных ракетных систем (к примеру, С-400, или «Антей-2500/4000»). Особый интерес эта система может вызвать у иностранных покупателей, поскольку конкурентов на рынке у нее практически нет – другие производители не готовы поставлять аналогичные модели на экспорт.

Помимо «Антея-4000» и «Абакана» одной из новинок «Армии-2020» в области средств ПВО стало новое колёсное корпусное шасси СККШ-586, разработанное «Мытищинским машиностроительным заводом». Новые зенитно-ракетные комплексы сухопутных войск, такие как «Бук-М2» и «Бук-М3» или «Тор-М2» для российских вооружённых сил, как правило, размещаются на гусеничных шасси разработки и производства этого завода. В то же время штатным для экспортных вариантов вышеуказанных комплексов является колёсное шасси, производимое белорусским «Минским заводом колёсных тягачей» (МЗКТ).

Бук-М3

Sergei Fadeichev/TASS

Шасси СККШ-586 практически аналогично белорусскому, но зато позволяет решить потенциальную проблему импортозамещения. По некоторым данным, на СККШ-586 будут монтироваться боевые модули и средства комплексов «Бук-М3» и «Тор-М2». В сравнении с гусеничным шасси новое колёсное обеспечивает значительно больший комфорт как для водителя, так и для расчёта зенитного ракетного комплекса.

Помимо демонстрации серийных и перспективных образцов российского вооружения, на форуме «Армия-2020» традиционно были подписаны ряд контрактов – как с Министерством обороны России, так и экспортных. Наиболее крупные «внутренние» контракты были связаны с Военно-морским флотом (ВМФ) и Воздушно-космическими силами (ВКС) России. Так, будут построены по одной дизель-электрической подлодке проектов 636.3 и 677, нераскрытое число фрегатов проекта 22350 и корветов проектов 20380, 20385, а также будет модернизирован атомный ракетный крейсер проекта 11442М «Адмирал Нахимов». Авиационное же пополнение включит в себя поставку 30 истребителей Су-35С, 21 истребителя Су-30СМ2, 24 фронтовых бомбардировщиков Су-34, 24 учебно-боевых самолётов Як-130, 14 военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А и др. Cухопутные же войска получат новейшие реактивные системы залпового огня «Торнадо-С», а 62 танка Т-80БВ пройдут глубокую модернизацию до уровня Т-80БВМ.

Самое читаемое
Exit mobile version