Профиль

Гибель "Отважного": засекреченная катастрофа Черноморского флота

Корабль проекта 61

Большой противолодочный корабль проекта 61

©PJF Military Collection / Alamy Stock Foto/Vostock

Содержание:

Проект 61

О гибели крупного боевого корабля ВМФ официальных сообщений не последовало. Катастрофу, унесшую жизни 24 моряков, засекретили. Единственной открытой информацией, отсылающей к событиям того злополучного дня, долгие годы была надпись на обелиске на кладбище пятого бастиона Севастополя: «Морякам «Отважного», погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 года». Первое упоминание о гибели БПК в советской военной печати (в журнале «Морской сборник») появилось спустя много лет. А в 1994-м вышла книга Б.А. Каржавина «Гибель "Отважного"», рассказавшая о подробностях этой катастрофы.

История БПК проекта 61 началась в 1956 году. Институт военного кораблестроения получил заказ на создание сторожевого корабля противовоздушной и противолодочной обороны (СКР ПВО-ПЛО). Это был зеркальный ответ на появление в ВМС стран НАТО эскортных эсминцев.

Главным конструктором стал инженер-кораблестроитель Б.И. Купенский. Технический проект утвердили два года спустя. 15 сентября 1959-го на заводе им. 61 коммунара в Николаеве заложили головной корабль серии – «Комсомолец Украины». На госиспытаниях был выявлен ряд конструктивных недостатков. Так, в отчете было указано на отсутствие достаточного запаса остойчивости и водоизмещения. Как бы то ни было, коллективный труд конструкторов, ученых, инженеров и судостроителей признали удовлетворительным. 31 декабря 1962 года первенец, причисленный сначала к классу сторожевых кораблей (СКР), вступил в строй ВМФ.

В 1966 году разработчики кораблей проекта 61 стали лауреатами Ленинской премии. К тому времени СКР, «повышенный» до БПК, закладывали и один за другим спускали на воду на Николаевском и Ленинградском судостроительных заводах. В общей сложности ВМФ СССР получил на вооружение 20 кораблей проекта 61. «Отважный», пополнивший в конце 1965 года Черноморский флот, был седьмым в серии.

Конструктивные недостатки

На БПК этого проекта впервые в отечественном флоте установили два зенитно-ракетных комплекса (М-1 «Волна»). Каждый включал двухбалочную пусковую установку ЗИФ-101, систему управления «Ятаган» и магазин с двумя вращающимися барабанами на восемь ракет каждый.

«Фишкой» кораблей проекта 61 считалась главная газотурбинная силовая установка в составе двух всережимных газотурбозубчатых агрегатов (ГТЗА) М-3 мощностью 36 000 л.с. каждый. По сигналу «Боевая тревога. Корабль экстренно к бою и походу приготовить» ход можно было дать через 10 минут при холодном состоянии машины, а еще через 7–9 минут – развить полный ход. Показатели примерно в 12 раз лучше, чем у паротурбинных установок. Ничего подобного на тот момент в мире не было.

Как советские "поющие фрегаты" стали грозой натовских субмарин

Корпус делился 14 главными поперечными водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Согласно расчетам, непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых трех смежных отсеков при нагрузке корабля в пределах от стандартного до полного водоизмещения.

Вместе с тем корабли этого проекта имели ряд серьезных конструктивных недостатков. Один из самых существенных, сыгравших роковую роль в судьбе «Отважного», – нерациональное расположение погребов боезапаса (выше ватерлинии). При взрыве и пожаре их затопление не предусматривалось. Справиться с огнем рассчитывали при помощи системы орошения.

Еще одно упущение – погреба с боезапасом, топливные цистерны и цистерны с авиационным керосином (температура вспышки – 27ºС) были смежными и не разделялись герметичными отсеками – коффердамами. Машинные отделения прилегали к этим помещениям, смежные переборки не имели термоизоляции.

Надстройки, дымовые трубы и мачты, были выполнены из алюминиево-магниевого сплава. Сделано это было для повышения остойчивости корабля: сплав легче стали. Проблема в том, что при определенных условиях этот материал способен гореть. При тушении пожара на корабле забортной водой выделяется водород. Газ вступает во взаимодействие с магнием, и огонь в результате только усиливается.

Забегая вперед, отметим, что скверное свойство сплава алюминия и магния погубило не только «Отважный». В 1982 году в ходе Фолклендского конфликта на британских эсминцах «Шеффилд» и «Ковентри» вспыхнул пожар после попадания аргентинских ракет. Англичанам свои корабли отстоять не удалось – они пошли на дно.

На главном командном пункте (ГКП) кораблей проекта 61 и посту энергетики и живучести (ПЭЖ) отсутствовала сигнализация о пожаре или срабатывании системы автоматического пожаротушения. По этой причине нельзя было дистанционно включить орошение погребов. В устройстве стационарных систем пожаротушения (водяной, жидкостной, пено- и паротушения) также было немало недостатков. Главный – они не отличались надежностью. Из-за частых ложных срабатываний систему автоматического пожаротушения на «Отважном» вообще решили отключить.

Кроме того, создатели проекта 61 не предусмотрели возможность ручной перекладки руля. В случае обесточивания гидронасосов рулевой машины корабль неизбежно терял управление. На «Отважном» после взрыва руль остался заложенным на 35º, что крайне затрудняло буксировку.

Человеческий фактор

Во второй половине лета 1974 года на «Отважном» произошла смена офицерского состава. 14 августа лейтенанты, только что окончившие училища, вступили в должности. Сменились командир электронавигационной группы БЧ-1, инженер БЧ-2 и командир группы управления БЧ-2, командир радиотелеграфной группы БЧ-4, командир электротехнической группы БЧ-5 и инженер РТС.

При этом новички фактически оказались предоставлены сами себе, поскольку их наставники – командир БЧ-5 (электромеханической боевой части), который возглавляет борьбу за живучесть корабля, командиры БЧ-2 (ракетно-артиллерийской боевой части), носовой группы управления и кормовой стартовой батареи – ушли в отпуска. Им нашли подмену – офицеров с других кораблей, многие из них не были знакомы с БПК проекта 61.

Утром 30 августа на борт «Отважного», стоявшего на рейде в Стрелецкой бухте Севастополя, поднялись начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал В.Х. Саакян с офицерами своего штаба, и представитель Главного штаба ВМФ контр-адмирал М.Г. Путинцев. Они должны были наблюдать за ракетными стрельбами. Корабль вышел в море, вскоре прозвучал сигнал учебной боевой тревоги. Без двух минут десять на ГКП начали поступать доклады о готовности боевых частей.

В 10:01 находившийся в посту контроля стрельбы (ПКС) кормовой зенитно-ракетной установки мичман Шупостряк услышал хлопок, свист и увидел яркие вспышки в районе барабана с запасными ракетами. Помещение мгновенно заполнилось дымом. Мичман, как сказали бы сейчас, испытал паническую атаку. Вместо того чтобы доложить о ЧП и включить систему орошения ракетного погреба, он убежал. Фактически трусость этого человека обрекла корабль на гибель.

Через 20 секунд последовал первый взрыв – в погребе зенитных управляемых ракет (ЗУР) № 8 сработал маршевый двигатель одной из ракет. Спустя 15–20 секунд раздался хлопок, сопровождавшийся сотрясением всего корпуса БПК, – включился стартовый двигатель ракеты. В кормовых помещениях вспыхнул пожар, огонь начал стремительно распространяться.

Пожар на БПК «Отважный», 30 августа 1974 года

Vostock Photo

Через три минуты о случившемся был извещен оперативный дежурный штаба Черноморского флота. Однако первоначальный доклад был неверным. Из него следовало, что взорвались баллоны с воздухом высокого давления в кормовом машинном отделении.

Есть такая поговорка: если у корабля много капитанов, он никогда не придет в порт назначения. Справедливость ее подтвердилась в случае с «Отважным». Два адмирала и многочисленные штабные офицеры, находившиеся на борту, оказались неспособны принимать правильные решения, а на командира БПК И.П. Винника давил авторитет флотских начальников. Вот мнение одного из участников тех событий: «Самая большая ошибка, что в основном с пожаром боролся не свой личный состав "Отважного", а аварийные партии с других кораблей. Много людей руководило».

Тайны "Каспийского монстра": советские ученые научили летать боевые корабли

В течение часа к объятому пламенем «Отважному» стянули почти три десятка кораблей. Аварийная партия с БПК «Бедовый» была направлена помощь экипажу. Эсминец «Сознательный» пытался отбуксировать корабль на мелководье, но безуспешно: как было сказано выше, руль заклинило. Справиться с огнем тоже не удавалось.

В 14:47 и 14:55 в кормовой части «Отважного» один за другим прогремели мощные взрывы ­– взорвалось 12 зенитных ракет. В 15:11 командир отдал приказ экипажу: «Подняться всем наверх». На этом записи в корабельном журнале обрываются. Адмирал Путинцев заметил, что наконец-то услышал хоть один толковый доклад: «Через 30 минут корабль утонет». Действительно, в 15:57 минут красавец БПК скрылся под водой.

По штату экипаж «Отважного» составлял 270 человек, но с учетом прикомандированных и начальников в тот день на борту находились 287. В результате взрывов и пожара на борту погибли 19 членов экипажа и пять курсантов военно-морских училищ, проходивших на корабле практику. Ожоги и ранения различной степени тяжести получили 26 моряков. Следственная комиссия, рассматривавшая возможные причины нештатного запуска двигателей ракет, выдвинула целых восемь версий, однако точные причины установлены не были.

В августе–ноябре 1975 года водолазы подняли с «Отважного» секретные документы, аппаратуру и оборудование. Поднимать корпус было признано нецелесообразным, и 23 декабря 1977-го корабль взорвали с помощью 124 тонн взрывчатки. Разрушенный корпус БПК лежит в 175 кабельтовых от мыса Херсонес. Глубина в том месте – 122 метра.

Самое читаемое
Exit mobile version