Профиль

Гроза над Европой: ВВС стран НАТО начинают массовое перевооружение

Официальная страница Lockheed Martin

F-35 ВВС Великобритании

© Thinh D. Nguyen/Lockheed Martin

Сразу проясним, что новости тут, в некотором смысле нет. Выступая в Конгрессе генерал Скапаротти упомянул, что периодически на ротационной основе к нему «с большой земли» прилетают истребители пятого поколения и бомбардировщики, и что он «ожидает с нетерпением» начала их постоянного базирования. То есть речь не идет о чем-то новом, в отличие, например, от морских дел — Скапаротти попросил еще пару эсминцев на испанскую базу - или изменениях в планах.

Но с другой стороны новость есть — по крайней мере, вероятно, для тех, кто писал громкие заголовки в стиле «США разместят в Европе истребители пятого поколения». Американцы действительно их разместят в ближайшее время и более того, перевооружение европейских союзников по НАТО уже идет полным ходом и это вопрос более чем серьезный и достойный внимательного рассмотрения.

Вторая «сделка века»

На заре программы-идейного предшественника F-35 Lightning II — F-16, еще в 1970-е, США удалось заключить очень выгодную с точки зрения экономики и имиджа сделку: до начала серийного производства на него «подписали» сразу четыре европейские страны, как раз искавшие замену своим F-104 разработки 1950-х. Бельгия, Дания, Нидерланды и Норвегия взяли на старте в сумме почти 350 истребителей. Крупная закупка была поддержана контрактами для местных фирм, а в Бельгии и Нидерландах была даже организована окончательная сборка (на мощностях SABCA и «Фоккера» соответственно).

Через 20 лет это постарались не просто повторить, а превзойти — вместо четырех стартовых покупателей была сформирована целая система многоуровневого «партнерства» в программе «Единого ударного истребителя» (Joint Strike Fighter, JSF). Партнеры соглашались вместе с США принять участие в финансировании разработки самолета и в зависимости от величины своего вклада делились на три уровня:

  1. Великобритания с взносом порядка $2,5 млрд
  2. Италия и Нидерланды, порядка $1 млрд и $800 млн, соответственно
  3. Австралия, Дания, Канада, Норвегия и Турция с взносами в районе $100-200 млн
  4. «Наблюдатели» - Израиль и Сингапур с небольшими взносами

Реальное участие в разработке приняли только британцы, остальные партнеры фактически стали «предзаказчиками». Что они получили? Приоритеты в поставках и обучении персонала, цену «для своих», но самое главное — участие в производстве. Разумеется, F-35 все еще может производиться целиком в Штатах, но в качестве поощрения участникам программы партнерства раздают заказы на те или иные узлы. На самолеты ставят, например пилоны подвески оружия, сделанные в Дании, канадские компоненты шасси или австралийские лонжероны в центроплане. Для головного подрядчика — «Локхид Мартин» и бюджета Пентагона - это копейки, а для иностранных партнеров — тысячи рабочих мест на десятилетия вперед и потенциальная возможность вовсе выйти в плюс (ведь их узлы поставят не только на те самолеты, что они купят, а на все). При удачных раскладах можно подсуетится и получить финальную сборочную линию и региональный сервисный центр (Италия) или шансы сделать свою национальную систему оружия «общей» с перспективой сказочных барышей (Великобритания и Норвегия). Неудивительно, что даже в трудные для программы годы никто из партнеров, что называется «не соскочил» — даже Канада, несмотря на громкие заявления, продолжает исправно платить «профсоюзные взносы» (мы об этом уже писали).

Вернемся, однако, к Европе. Партнерами США на континенте, и по совместительству, членами НАТО, выступают Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия и Турция. Сразу стоит отметить, что случай Анкары особый — из-за ухудшения отношений, Вашингтон, используя как повод намерение Турции купить российский ЗРК С-400, планирует наложить на нее санкции, и, не исключено, так и не начнет поставки уже заказанных F-35. К слову, генерал Скапаротти на выступлении перед Конгрессом, с которого мы начали, на таком решении настаивал.

Выбывшую, по крайней мере, на время, Турцию заменила Бельгия, в конце прошлого года официально выбравшая F-35 в качестве замены для своих F-16. Кроме того, “Молния” активно продвигается в Германию, Швейцарию и Финляндию и уже почти официально выбран Польшей где заменит советские МиГ-29 и Су-22. В далекой перспективе он вероятно отправится и в Испанию.

Рассмотрим уже заключенные сделки:

Турецкий заказ, как уже было сказано, находится в подвешенном состоянии по политическим причинам. При этом из запланированных к покупке Анкарой 100 F-35A четыре уже готовы и турецкие летчики начали на них учебные полеты. Впрочем, даже если контракт сорвется, то освободившиеся в производственном плане места будут просто заняты другими покупателями, которым придется меньше ждать своей очереди — например Польшей или недавно резко увеличившей объем заказов Японией.

Перечисленные выше «партнерские» европейские заказы будут в целом выполнены в течение 10 лет, таким образом, уже к концу 2020-х в европейских странах НАТО будет на вооружении почти 400 истребителей пятого поколения. И это без учета европейского развертывания американских истребителей, а генерал Скапаротти говорил именно об этом.

Пока что у американских F-35 были только краткие «турпоездки» — например, весной 2017 года, когда они посетили даже Эстонию. Постоянное развертывание американских F-35 в Европе планируется начать в 2021 году с английской авиабазы Лейкенхит. Следующей на очереди будет замена F-16 развернутых на базах Авиано и Шпангдалем в Италии и Германии соответственно. Одной из важных задач, которую возьмет на себя F-35 в Европе станет обеспечение американского ядерного зонтика над НАТО: «Молния» - главный перспективный носитель новой управляемой ядерной бомбы B61-12.

Важно отметить, что говорил генерал Скапаротти не конкретно о F-35, а об «истребителях пятого поколения и бомбардировщиках». Хотя пока F-22 так же ограничиваются «евротурами», в случае дальнейшего обострения российско-американских отношений может быть принято решение об их развертывании, вероятно в Великобритани. Туманный Альбион так же главная потенциальная база для американских бомбардировщиков — небольшие группы B-52H зачастили в свой старый дом в английском Фэйрфорде, хотя пока не на постоянной основе, а в «командировки» длительностью в несколько месяцев.

В целом после десятилетий «застоя» - европейцы в основном до сих пор летают на F-16 построенных в 1970-80-х - в 2020-х у них начнется резкое обновление авиатехники. В этой связи вызывает беспокойство неторопливый темп закупки российскими ВКС Су-57, который судя по всему по крайней мере до середины следующего десятилетия будет ограничен несколькими машинами в год. Понятно желание начать массово приобретать машину только после доведения до желаемого облика, но закупки на ранней стадии позволяют набрать опыт строевой эксплуатации и массово переподготовить летный и наземный персонал.

Разумеется, нет смысла даже пытаться конкурировать с набирающим обороты конвейером F-35 буквально — их уже 370, а к концу следующего года будет больше 600. Однако потенциальная ситуация подавляющего одновременно и качественного и количественного превосходства в той или иной области — в рассмотренном случае в тактической авиации, может создать у наиболее горячих голов (не обязательно в Америке) иллюзию вседозволенности, чреватую неприятными последствиям для всех. Произведенная и освоенная в войсках в рассматриваемое десятилетие хотя бы сотня-полторы Су-57 могла бы стать становым хребтом для ВКС и достаточным, при поддержке модернизированных истребителей четвертого поколения, зонтиком на случай, если молнии засверкают слишком близко.

Самое читаемое
Exit mobile version