Профиль

История боевых беспилотников: солдаты холодной войны

Холодная война ознаменовалась прогрессом в сфере военных технологий. Противники обзаводились не только ракетно-ядерным оружием, спутниками и атомным флотом. Гонка вооружений началась и в создании все более совершенных ударных и разведывательных беспилотников.

Беспилотный летательный аппарат Gyrodyne QH-50 DASH

Беспилотный летательный аппарат Gyrodyne QH-50 DASH на борту военного корабля США, 1966 год

©VTR/Vostock Photo

Участники локальных конфликтов

В конце 1950-х в США на основе реактивных беспилотных мишеней были спроектированы разведывательные дроны. В разных модификациях эти «птички» производились вплоть до начала XXI века. Также американцы использовали беспилотные летательные аппараты (БПЛА) других типов, как реактивные, так и винтовые. Как правило, такие беспилотники придавали командирам мотопехотной дивизии или полка.

В 1959-м на вооружение ВМС США был принят первый БПЛА-вертолет Gyrodyne QH-50 DASH (Drone Anti-Submarine Helicopter). Вооруженная торпедами и глубинными бомбами, управляемая по радио с корабля, эта машина предназначалась для поиска и уничтожения подводных лодок.

История боевых беспилотников: от осады Венеции до Второй мировой войны

В общей сложности было построено более 750 Gyrodyne QH-50 DASH. Однако возлагаемых на него надежд вертолет-дрон не оправдал – чуть ли не половина машин была потеряна в результате аварий. В 1969 году американцы сняли их с вооружения. А вот японцы держали Gyrodyne QH-50 DASH в строю вплоть до 1977 года.

Разведывательные беспилотные летательные аппараты в больших количествах поступали на вооружение армий стран НАТО в 1970-х. Во Вьетнаме в условиях боевых действий американцы проводили испытания по использованию БПЛА в ударном варианте. «Птичек» учили атаковать врага ракетами «воздух–воздух» и «воздух–земля», бомбить наземные цели. Результаты испытаний были признаны успешными.

Израиль активно применял разведывательные и ударные БПЛА собственного производства в ходе вооруженных конфликтов с арабскими странами.

Ответный ход СССР

Разработкой БПЛА-разведчиков занимались и советские конструкторы. Первый реализованный проект – переоборудование самолета Як-9В в дистанционно пилотируемый аппарат. Беспилотник понадобился для дозиметрического контроля воздуха после проведения ядерных испытаний. И хотя испытания закончились неудачно из-за ненадежности оборудования дистанционного управления, начало было положено.

С 1959 года начался серийный выпуск разведчика Як-25РВ в двух вариантах – пилотируемом и беспилотном. Самолет успешно решал задачи более двух десятков лет. Был разработан и радиоуправляемый вариант этого самолета, использовавшийся как мишень для испытаний ракетного вооружения.

Дальний высотный самолет-разведчик Як-25РВ

Vostock Photo

В 1963-м на вооружение был принят Ла-17Р, разработанный на основе самолета-мишени Ла-17М. При полете на высоте до 900 м Ла-17Р мог осуществлять разведку объектов, находящихся на удалении 50–60 км от стартовой позиции ракет, а с высоты 7000 м – объектов на удалении до 200 км. Впоследствии появилась усовершенствованная модификация – Ла-17РМ, оснащенный фотоаппаратом, аппаратурой радиационной разведки и телекамерой. Эти БПЛА были на вооружении Советской армии до начала 1970-х.

В 1964–1991 годах на вооружении Советской армии стояли разведывательные БПЛА Ту-123 «Ястреб», Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж», созданные на базе мобильной ядерной сверхзвуковой крылатой ракеты среднего радиуса действия Ту-121. Модификациями «Рейса» стали Ту-243 «Рейс-Д» в 1980-х (выпущено более 30 единиц) и Ту-300 «Коршун».

Сверхзвуковой Ту-123 предназначался для фото-и радиоразведки на расстоянии до 3200 км, что позволяло перекрывать практически весь западноевропейский театр военных действий. Крейсерская скорость аппарата составляла 2700 км/ч, а высота полета – 22800 м. Всего построено 52 машины.

В 1979–1989 годах было выпущено 152 беспилотника Ту-141 («Стриж»). «Стрижи» предназначались для ведения разведки в глубоком тылу противника (дальность полета – до 1000 км). Использование фото- и инфракрасной аппаратуры позволяло получать разведданные при любых погодных условиях в любое время суток.

Запуск БПЛА "Стриж" на полигоне в Крыму, 1999 год

Sergii Popsuievych/Vostock Photo

Несколько «Стрижей» после распада СССР досталось в наследство Украине. Они были модернизированы и с весны 2014 года применялись в боевых действиях в Донбассе как в разведывательном, так и в ударном вариантах. Именно такой Ту-141, потерявший связь с пунктом управления, 10 марта 2022 года упал в Хорватии, предварительно пролетев над Румынией и Венгрией.

В 1973–1989 годах было выпущено 950 Ту-143, предназначенных для тактической маловысотной разведки в прифронтовой полосе. Эти БПЛА применялись в Афганистане (1979–1989). ВСУ использовали несколько Ту-143 в операциях против Донбасса.

Погрузка самолета-разведчика Ту-143 на транспортно-пусковую установку

Vostock Photo

Последние бойцы империи

В начале 1980-х на вооружении Советской армии находилось несколько тысяч беспилотников-разведчиков и постановщиков радиопомех. Предполагалось, что одна такая «птичка» способна парализовать систему связи мотопехотной или танковой бригады противника, а при массированном применении гарантированно вывести из строя систему управления целых армейских группировок.

Холодная война не перешла в горячую фазу, СССР по собственной инициативе сошел с дистанции. К концу 1980-х количество воинских частей, вооруженных БПЛА, в советской армии сократилось до минимальных значений. В 1996 году была официально ликвидирована последняя эскадрилья БПЛА уже российских ВВС.

В 1997 году на вооружение российской армии был принят первый тактический разведывательный БПЛА «Пчела-1Т» разработки ОКБ им. А.С. Яковлева, входящий в состав мобильного комплекса воздушной разведки «Строй-П». Это винтовой аппарат с поршневым двигателем, предназначенный для круглосуточного наблюдения, передачи телевизионного и тепловизионного изображения.

Запуск БПЛА "Пчела-1Т" с комплекса "Строй-П"

Vostock Photo

«Пчелы» способны вести разведку в радиусе 60 км с высоты 100–1000 м, продолжительность полета – до двух часов. При изменении состава аппаратуры БПЛА может использоваться для постановки радиоэлектронных помех или в качестве воздушной мишени.

Еще до принятия на вооружение мобильный комплекс «Строй-П» прошел испытания в ряде контртеррористических операций на Северном Кавказе. Экзамен был сдан успешно, но к сегодняшнему дню проект «Пчела-1Т» в значительной мере устарел. Возникла потребность найти ему замену. Задача решалась, но темпы нельзя было считать удовлетворительными. Тем временем Израиль, США, КНР, Турция сумели выйти на качественно новый уровень, заняв лидирующие позиции в разработке и производстве БПЛА военного назначения.

Окончание следует.

Самое читаемое
Exit mobile version