Задачи и контекст
Сейчас развитие оборонной промышленности Индии обусловливается тремя главными факторами:
- угроза конфронтации с Пакистаном, включая действия незаконных вооруженных формирований в пограничных регионах;
- соперничество в Индо-Тихоокеанском регионе с Китаем и взаимные территориальные претензии;
- внутренние этноконфессиональные и социальные противоречия, порождающие религиозный и политический экстремизм.
С первыми двумя угрозами должны справиться Вооруженные силы Индии, борьба с третьей возложена на органы правопорядка и различные парамилитарные формирования, подчиненные Минобороны и МВД. При этом, превосходя Пакистан по ключевым военно-экономическим показателям, Индия заметно уступает по ним Китаю. Учитывая тесные партнерские связи КНР и Пакистана, разделить эти два направления довольно трудно. Индийские генералы говорят, что в случае вооруженного конфликта им придется воевать на «два с половиной фронта», то есть против Китая, Пакистана и поднявших восстание в тылу партизан-маоистов. При этом, учитывая, что граница, отделяющая Индию от вероятных противников, проходит в основном по горам, эпичные танковые баталии и масштабные сражения корпус на корпус возможны только в нескольких местах. На всем остальном протяжении потенциальной линии фронта драться придется сравнительно небольшим подразделениям. Поэтому еще в 2009 году начальник штаба ВМС Индии Суреш Мехта предложил пересмотреть подход к будущей войне: сделать упор на создание сил сдерживания и повышение уровня ситуационной осведомленности.
Задачи, стоящие в этих условиях перед военной промышленностью, определяются утверждаемой правительством Индии программой оборонного производства и развития экспорта (Defence Production & Export Promotion Policy – DPEPP). Ее свежая версия появилась в 2020 году. В ней сказано, что Индия уже повысила уровень независимости национальной технологической базы и создала ряд собственных систем вооружения, позволивших существенно укрепить оборону страны: семейства баллистических ракет «Агни» и «Притхви», легкие боевые самолеты «Теджас», реактивные системы залпового огня «Пинака», зенитные ракетные комплексы «Акаш», танки «Арджун», широкий набор радиоэлектронного оборудования и так далее.
Ракета "Агни" класса "земля-земля"
B Mathur/REUTERSСуммарный объем производства индийской оборонной промышленности, включая аэрокосмический сектор и военное судостроение, достиг к 2019–2020 годам $10 млрд. Большая часть объема (свыше 3/4) приходилась на оборонные предприятия государственного сектора, остальное – на частные компании.
Планы развития военной промышленности, поставленные в DPEPP-2020, предполагают достижение оборота в $25 млрд к 2025 году, включая объем военного экспорта примерно в $5 млрд. Задача довольно амбициозная, особенно в том, что касается экспорта – в 2021 году он лишь слегка превысил $1,8 млрд.
Сомнительно, что Индии удастся выдержать заявленные темпы роста военной промышленности. Оборонный бюджет по состоянию на 2022/2023 финансовый год составил свыше $51 млрд и вырос по сравнению с предыдущим годом примерно на 5%. Но львиная доля этих денег уйдет на содержание армии и выплату пенсий отставным военнослужащим, а на закупки нового вооружения придется около $20 млрд – явно недостаточно, чтобы осуществить намеченную программу масштабного перевооружения. Так, бывший финансовый советник Минобороны Индии Атул Коушиш оценивает разрыв между имеющимся финансированием закупок и потребностями Вооруженных сил примерно в $12,5 млрд. Недостаток средств серьезно сказывается как на реализации национальных оборонных программ (ВМС Индии, к примеру, заморозили вопрос о строительстве третьего авианосца), так и на импорте вооружений (перспективный истребитель индийцы выбирают уже 15 лет).
Истребители "Теджас" (в воздухе) и "Ягуар" (на земле) на авиасалоне Aero India 2021
AP/TASSЭлектроника, воздух и все остальные
Если посмотреть на выручку индийских компаний ВПК, то на первом месте окажется производитель радиоэлектронного оборудования Bharat Electronics (около $4,6 млрд за 2020 год), а второе займет HAL – Hindustan Aeronautics Limited (свыше $3 млрд). Это два предприятия с самыми большими оборонными заказами. Bharat Electronics фактически сосредоточил в своих руках весь объем производства индийской электроники военного назначения – от радаров всех типов до систем управления огнем и от тренажерных классов до гидроакустических комплексов. Кроме того, компания производит массу гражданской продукции, включая телекоммуникационное оборудование, электронные машины для голосования, светофоры и аудиотехнику. Она активно участвует в программах локализации оборудования иностранной разработки: производит систему связи Data Link II для противолодочных самолетов P-8I «Посейдон» и прицел для основного боевого танка «Арджун».
HAL концентрирует в своих руках большую часть активов индийского авиапрома. Эта компания – головной подрядчик в программе лицензионного производства истребителей Су-30МКИ (собрала более 220 самолетов из более чем 250, поставленных для ВВС Индии), учебно-боевых BAE «Хок». Кроме того, HAL поддерживает летную годность и занимается модернизацией других боевых самолетов ВВС Индии, производит истребитель «Теджас» собственной разработки, разнообразные учебные и коммерческие самолеты, а также вертолеты разных типов, разработанные как в Индии, так и за рубежом. HAL – лидер в разработке и производстве индийских беспилотников и контролирует выпуск авиационных и ракетных двигателей – от маломощных вспомогательных силовых установок до крупных и сложных изделий типа двигателя АЛ-31ФП для Су-30МКИ.
Остальные оборонные предприятия госсектора довольствуются объемами от $110 млн у производителя спецсталей и спецсплавов Mishra Dhatu Nigam до $640 млн у крупнейшего предприятия индийского военного судостроения Mazagon Dock Limited.
Отдельно стоит выделить Организацию оборонных исследований и проектов Минобороны Индии (Defence Research and Development Organization – DRDO). Доходов как таковых у нее нет, но ее государственное финансирование составляет $1,6 млрд в год. DRDO координирует и направляет деятельность индийских НИИ и лабораторий оборонного назначения (всего более 50 подведомственных организаций), фактически сконцентрировав в своих руках все исследования в сфере оборонки – от электроники до генной инженерии. Ключевая задача DRDO, как и аналогичных структур других стран, типа американской DARPA, французской DGA, китайского Государственного управления оборонной науки, техники и промышленности, – отбор и развитие перспективных проектов до стадии, когда становится возможной их промышленная реализация, с последующей передачей разработчику, способному довести проект до серийного производства.
Make in India
Ключевое направление развития индийской оборонки – постепенное повышение уровня локализации производимых вооружений. Этот процесс идет в рамках программы Make in India («Делай в Индии»). С точки зрения промышленности она является несомненным благом: благодаря ей удалось резко расширить номенклатуру производимых в Индии изделий и повысить общий технологический уровень различных отраслей, в том числе оборонки. С точки зрения Вооруженных сил Индии польза программы сомнительна: обязательные требования по локализации и передаче технологий, даже в случае, если иностранный контрагент с ними согласен, серьезно осложняют работу, так как возникают проблемы с поисками индийского производителя, способного изготовить сложную технику зарубежной разработки. Это обстоятельство существенно замедлило реализацию нескольких проектов, включая строительство в Индии подводных лодок типа «Скорпен», локализацию производства истребителей «Рафаль» и ряда других проектов, выигравших тендеры. Избежать этого процесса или обойтись малой кровью удается, только если принято решение о закупках вне конкурса, как это произошло, например, c российскими зенитными ракетными комплексами С-400 или американскими противолодочными самолетами «Посейдон».
Как Индия обзавелась ядерной бомбой и почему не сразу в этом призналась
Сложность индийских тендерных процедур, заставляющих производителей искать баланс между собственными возможностями, требованиями заказчика (индийских Вооруженных сил), требованиями локализации и офсетных программ, возможностями выбранных (или настоятельно порекомендованных) партнеров и, наконец, собственной прибылью, тормозит процесс приобретения нового оружия. Даже в случае уже достигнутых соглашений завершение контрактов может растягиваться на многие годы, как это происходит, например, с российско-индийским проектом производства в Индии вертолета Ка-226.
Это осложняет реализацию и чисто индийских проектов, где жесткие требования к уровню локализации означают иной раз необходимость создания с нуля целых отраслей. Сроки реализации могут в этих условиях занимать поколения – примером здесь может послужить история истребителя «Теджас» или ЗРК «Акаш».
Развитие оборонной промышленности в рамках программы Make in India уже привело к существенным изменениям в закупочной политике. Так, еще 20 лет назад основу ВМС Индии составляли корабли и подлодки иностранной постройки. Они до сих пор играют важную роль в составе флота, но все основные перспективные корабли и суда, которые должны войти в состав индийских ВМС в течение ближайшего десятилетия, строятся на индийских верфях, хотя иногда и со значительной долей иностранного оборудования. Этот же процесс идет и в других отраслях оборонки, что в сочетании с режимом бюджетной экономии позволяет предполагать дальнейшее сокращение импорта оружия Индией и рост собственного производства.
***
27 марта 2019 года запущенная с полигона на острове Абдул Калам ракета-перехватчик PDV Mk II поразила на околоземной орбите спутник Microsat-R, отправленный в космос двумя месяцами ранее. Это испытание под названием «Миссия Шакти» сделало Индию четвертой после Америки, России и Китая страной – обладателем противоспутникового оружия. С учетом национального характера разработки, для которой за рубежом приобретались лишь отдельные компоненты второстепенного значения, а также наличия собственного ядерного оружия, атомной подводной лодки и строительства авианосца можно сделать вывод: индийская оборонная промышленность способна самостоятельно реализовывать сложнейшие проекты, концентрируясь на ключевых направлениях. Заполнение пробелов в этих условиях – вопрос времени.
Автор – научный сотрудник ИМЭМО РАН