28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. От "Кефали" до "Бореев": как подводный флот России учился воевать подо льдом
Military Арктика атомная подводная лодка подлодки Россия

От "Кефали" до "Бореев": как подводный флот России учился воевать подо льдом

26 марта прошлого года президент Владимир Путин принял доклад главкома ВМФ Николая Евменова о ходе экспедиции в Арктике. Три российские атомарины одновременно всплыли в районе архипелага Земля Франца Иосифа. Учения подтвердили способность подводного флота России совершать подо льдом походы к Северному полюсу и наносить удары из глубины.

Атомная подводная лодка К-549

Атомная подводная лодка К-549 "Князь Владимир" на причале пункта базирования Северного флота РФ в Гаджиево

©Павел Львов/ ТАСС

Содержание:

Погружение в неизвестность

«Умка-2021» – так называлась комплексная арктическая экспедиция – вполне могла быть приурочена к 140-летию создания братьями Иваном и Александром Карышевыми проекта подводной лодки. В 1881 году они представили документацию на рассмотрение Русскому техническому обществу. В пояснительной записке указывалось, что существует возможность достичь полюса, пройдя к нему подо льдом. Для пополнения запаса воздуха предусматривалась возможность всплытия в полыньях. Проект братьев Карышевых опередил свое время примерно на 80 лет. Только в конце 1950-х годов задуманные ими походы стали реальностью.

Ну а первые субмарины с наступлением зимы в морях, скованных льдом, вообще не эксплуатировались. Снять сезонные ограничения попытались русские подводники. В конце 1908 года было решено проверить возможность использования подводных лодок при отрицательных температурах наружного воздуха. Для испытаний выбрали «Кефаль», входившую в Отдельный отряд подводных лодок Владивостокского порта. Это была лодка типа «Протектор» (в российском флоте – тип «Осетр»), построенная американской фирмой С. Лейка и вступившая в строй в 1905 году. Подводное водоизмещение – 187 тонн, дальность плавания под водой – 17 морских миль.

Подводная лодка «Осётр»

Подводная лодка «Осетр», 1904-1905 годы

Wikimedia Commons

Испытания начались 1 января 1909 года. Бухта Золотой Рог была покрыта льдом, температура воздуха упала до -25°С. В 11 часов 48 минут «Кефаль» под командованием мичмана В.А. Меркушева начала первое в истории плавание подо льдом. За полтора часа субмарина преодолела четыре мили, всплывая, она пробила ледовое поле. Эксперимент можно было считать успешным, однако его продолжения пришлось ожидать почти четверть века, а практического применения – и того дольше.

Боевое применение

По мере создания и развития советского подводного флота возникло понимание, что лодки должны преодолевать участки ледовых полей в подводном положении. Вопрос был особенно актуальным для Балтийского флота, так как Финский залив зимой сковывает лед, а другой возможности скрытного выхода на просторы Балтики не существовало.

В Петербурге начали строительство двух новых субмарин

Одним из инициаторов решения проблемы в середине 30-х годов стал начальник штаба бригады подводных лодок капитан 2-го ранга А.Т. Тарадин. В докладе «О возможности использования подводных лодок в условиях Финского залива» он предлагал внести в существовавшие проекты подводных лодок некоторые изменения, что позволило бы им плавать «под неподвижным льдом для решения боевых задач в период зимних боевых действий в Финском заливе и Балтийском море».

В Арктике первое подледное плавание продолжительностью 30 минут 13 февраля 1938 года совершила подводная лодка Д-3. Субмарина привлекалась к операции по спасению с дрейфующей льдины членов папанинской экспедиции.

Во время советско-финской войны 1939–1940 годов советским лодкам неоднократно приходилось форсировать в подводном положении ледовые перемычки. Так, в начале января 1940-го действовавшая в Ботническом заливе лодке Щ-311 три раза проходила под льдом.

В феврале 1940 года на М-90 проводились испытания гидробура. С помощью этого устройства во льду толщиной 60–70 см за семь минут проделывали отверстие диаметром 40 см. Это позволяло поднять перископ. Также проверили возможность применения торпед из-подо льда.

Курс – к макушке Земли

Вскоре после окончания Второй мировой войны началась новая – холодная. Глобальное противостояние СССР и НАТО развернулось и на океанских просторах. Это вызвало повышенный интерес к плаванию субмарин под сплошным льдом.

Создание новых систем гидроакустики (эхоледомеров и гидролокаторов) позволило находить полыньи и определять толщину ледовых полей. Затем начали применять и телевизионные установки для тех же целей.

Почему в условиях новой холодной войны России необходим сильный флот

В 1955–1960 годах подводные лодки проектов 611 и 613 послевоенной постройки ходили на север Баренцева моря и в Гренландское море. Экипажи отрабатывали методики всплытия в полыньях и разводьях, тестировали первое поколение эхоледомеров, приборов для приема радиосигналов. За два похода С-329 прошла подо льдом без малого 400 миль. Субмарина находилась в подводном положении в общей сложности 133 часа. С-347 прошла подо льдом за 56 часов 167 миль. Успех закрепили Б-70 и Б-76 – за 93 и 88 часов они прошли 273 и 282 мили соответственно.

Оппоненты не отставали, а в некоторых случаях опережали советских подводников. В конце 1940-х – первой половине 1950-х короткие плавания подо льдом с применением специальных систем гидроакустики совершали дизель-электрические подлодки ВМС США.

Большинство ограничений по автономности и продолжительности нахождения в подводном положении были сняты с появлением атомных энергетических установок. 19 августа 1957 года отправилась в поход американская атомарина «Наутилус». Подо льдом она прошла 1,2 тыс. миль. А на следующий год записала в свой актив и плавание в подводном положении до макушки планеты.

Догнать и перегнать Америку

17 декабря 1958 года в строй вступила первая советская атомарина К-3, позднее получившая название «Ленинский комсомол». Строительство корабля по проекту 627 «Кит» велось на заводе № 402 (ныне «Севмаш») в Северодвинске. В повестке дня снова было «догнать и перегнать Америку».

Советские атомоходы начали регулярно совершать подледные плавания с 1959 года. В период с 11 по 21 июля 1962 года К-3 под командованием капитана 2-го ранга Л.М. Жильцова отправилась к Северному полюсу. Этот поход неоднократно откладывался из-за плохого состояния энергетической установки. В море лодку отправили без трети парогенераторов, которые были заглушены из-за утечек. Мощность была ограничена 60%. Ресурс оставшихся парогенераторов оценивался в 800 часов.

Как бы то ни было, приказ был выполнен. 17 июля К-3 дважды прошла Северный полюс. Всплыть сразу не получилось – толщина льда составляла около 4,5 метра. Утром 18 июля удалось найти полынью размером 120 на 50 метров. В нее лодка, имея длину корпуса 107,4 метра, и протиснулась на поверхность.

Всплытие «К-3» в полынье

Всплытие К-3 в полынье

ПО «Севмаш»

На торосе водрузили флаг СССР, а экипаж сыграл в футбол и в снежки. После чего К-3 легла на обратный курс. Экипаж сделал географическое открытие: случайно был обнаружен подводный хребет, обозначенный теперь на картах как хребет Гаккеля. Одна из гор названа «Ленинский комсомол».

За героический поход его руководителю – контр-адмиралу А.И. Петелину, командиру корабля – капитану 2 ранга Л.М. Жильцову и командиру БЧ-5 (электромеханической боевой части) – инженер-капитану 2-го ранга Р.А. Тимофееву присвоили звания Героев Советского Союза, весь экипаж наградили орденами и медалями.

В 1991 году легендарный атомоход вывели из состава флота. Резать на металлолом не стали. В 2021-м К-3 отбуксировали в Кронштадт. Она станет одним из экспонатов Музея военно-морской славы.

«Восточные экспрессы» советского подплава

В 1962 году К-21 испытала электроторпеды САЭТ-50 с усиленным зарядом для создания искусственной полыньи. 8 августа лодка произвела два двухторпедных залпа по льду толщиной 2–3 метра с дистанции около 1300 метров. Образовались две полыньи – диаметром около 80 метров (в торосистом льду) и 150 на 70 метров (в гладком льду).

29 сентября 1963 года экипаж К-181 под командованием капитана 2-го ранга Ю.А. Сысоева водрузил на Северном полюсе государственный и военно-морской флаги. При всплытии лодка пробила корпусом 30-сантиметровый лед. Поход не обошелся без курьезного случая – на борту обнаружили моряка с другой подводной лодки. «Уж очень хотелось мне сходить на полюс», – заявил «заяц».

«К-181» на Северном полюсе

Подлодка К-181 на Северном полюсе

Wikimedia Commons

В 1963 году атомоход К-115 (проект 627А) под командованием капитана 2-го ранга И.Р. Дубяги совершил первый в истории отечественного флота переход по маршруту Западная Лица – Северный полюс – Чукотское море – Камчатка. Выйдя 3 сентября из базы, севернее мыса Желания (Новая Земля) лодка ушла под паковый лед, а 11 сентября всплыла уже в Чукотском море. За 121 час она прошла 1570 миль. По пути подводники нанесли визит зимовщикам дрейфующей станции СП-12.

После 1976 года этот маршрут стал единственным. Прежде межфлотские переходы атомоходы совершали вокруг мысов Горн или Доброй Надежды. Всего в 1963–1998 годах подо льдами с Северного на Тихоокеанский флот было переведено 29 атомных подводных лодок и три в обратном направлении.

В 1978 году советские атомарины впервые совершили групповое подледное плавание. 22 августа лодки К-325 и К-212 (обе проекта 670) вышли из базы на Кольском полуострове. Спустя четверо суток они ушли на глубину. Большую часть маршрута преодолели без особых проблем, но на подходах к Берингову проливу атомаринам пришлось двое суток протискиваться между морским дном и ледовыми полями. Под килем оставалось около 20 метров, а от верхней части ограждения рубки до льда – около 10 метров. 1 сентября лодки всплыли на чистой воде и в надводном положении миновали Берингов пролив, а через несколько дней прибыли на базу на Камчатке.

80 суток (из них 54 подо льдом) продолжался поход К-524 (проект 671РТМ), под командованием капитана 1-го ранга В.В. Протопопова летом 1985 года. Из базы на Кольском полуострове через Северный полюс и скованные льдом узкие и мелководные проливы, отделяющие Гренландию от островов Канадского арктического архипелага, лодка прошла в море Баффина и далее – в Атлантику. Таким образом была подтверждена возможность выхода в Атлантику в обход Фареро-Исландского противолодочного рубежа НАТО. За этот поход командир атомохода капитана 1-го ранга В.В. Протопопов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Поиски морской доминанты: какой флот нужен современной России

К началу 1980-х годов советские подводники освоили плавание подо льдами Арктики, всплытие в полыньях, как естественных, так и искусственных – создаваемых торпедными взрывами, а также проламывание льда корпусом. Это позволило в июле 1981-го провести операцию «Старт 80». С 80-го градуса северной широты лодка К-447 (проект 667Б) после взлома двухметрового льда осуществила учебный пуск двух ракет Р-29.

В 1982 году К-211 (проект 667БДР) совершила 60-суточный поход в Арктику. Маршрут пролегал в советском, американском и канадском секторах, было проведено 14 всплытий в надводное – стартовое – положение. Для этого приходилось проламывать корпусом лед метровой толщины.

В том же году лодка К-279 (проект 667Б) в течение 164 суток несла боевую службу в Белом море. После истечения половины срока экипаж сменили. «Дублеры» пересели с ледокола, который дежурил в заданном квадрате. Его помощь могла потребоваться для создания полыньи в случае получения К-279 приказа на пуск ракет.

В 1985 году состоялся еще один групповой поход – два советских атомохода дошли до Северного полюса. Ракетной лодкой К-129 (проект 667БДР) командовал капитан 1-го ранга В.Е. Соловьев. Ее сопровождала многоцелевая К-218 (проект 671 РТМ), которой командовал капитан 1-го ранга Ю.П. Авдейчик. Поход продолжался с 18 августа по 7 сентября. Стояла задача – всплыть у полюса. После долгих поисков обнаружили подходящую по размерам полынью. Сильное течение создавало дополнительные сложности, но экипажи сработали ювелирно – атомарины всплыли борт к борту.

Цари высоких широт

Начиная с декабря 1981 года в строй начали вступать крупнейшие в мире (подводное водоизмещение 48 тыс. тонн) тяжелые подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 – «Акулы», вооруженные двадцатью ракетами Р-39. Эти лодки изначально проектировались для службы в покрытых ледовыми полями арктических морях. В частности, горизонтальные рули на «Акулах», размещенные в носовой части, в случае необходимости убираются внутрь корпуса. Рубка снабжена мощными ледовыми подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для взламывания льда толщиной до 2,5 метра.

В 1985 году одна из «Акул», ТК-12 (командир капитан 1 ранга Ю.М. Репин), провела учебные ракетные стрельбы из-подо льда. Его проламывал специальный двигатель, установленный в головной части ракеты. А в августе 1995-го другая «Акула», ТК-20, осуществила учебные ракетные пуски из района Северного полюса.

В настоящее время российский флот пополняется еще более совершенными лодками проекта 955 – тип «Борей», вооруженными межконтинентальными баллистическими ракетами Р-30 «Булава», и проекта 885 – тип «Ясень», несущими крылатые ракеты 4-го поколения.

Российская стратегическая атомная подводная лодка класса "Борей" проекта 955 "Юрий Долгорукий"

Российская стратегическая атомная подлодка класса "Борей" проекта 955 "Юрий Долгорукий" проводит испытательный пуск баллистических ракет "Булава" в Белом море

Russian Defence Ministry/ GlOBAL LOOK Press

Эти атомарины идеально приспособлены к выполнению задач в арктической зоне Мирового океана. В арсенале «Бореев» есть так называемые ракеты-ледоколы. За несколько секунд до старта «Булавы» по льду стреляют неуправляемыми ракетами. При взрыве они расчищают дорогу главному ударному комплексу, тогда как сама лодка, прикрытая ледяным панцирем, остается неуязвимой.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама