«Первая битва конвоев»
К июню 1941 года стратегическое положение союзников на Средиземном море и на Ближнем Востоке значительно ухудшилось. После потери Греции, Крита и Киренаики британский Средиземноморский флот оказался прижат к берегам Египта и Палестины, а Германия с Италией контролировали не только Адриатическое, но также Ионическое и Эгейское моря. Кроме того, существовала вероятность, что враг может проникнуть в Сирию, а после вторжения немцев в СССР появилось опасность, что вермахт через Кавказ войдет в Ирак.
В Лондоне считали, что страны Оси теперь могут использовать новый маршрут снабжения своих войск в Африке: с западного побережья Греции прямо до Киренаики. Но британский Средиземноморский флот, уже битый люфтваффе во время сражения за Крит, не мог противодействовать вражеским конвоям, везшим командующему Африканским корпусом Роммелю топливо, боеприпасы и подкрепления. Поэтому атаковать конвои предстояло авиации и 17 субмаринам 1-й подводной флотилии, базировавшейся на Мальте и в Александрии.
Но и у итальянского флота сил на все не хватало. Ему приходилось не только охранять конвойные маршруты в Северную Африку, но и обеспечивать безопасность судоходного трафика из Греции, Югославии и Дарданелл. Этот период боевых действий называется итальянскими историками «Первой битвой конвоев», поскольку это был первый случай, когда итало-германское командование озаботилось безопасностью морского пути в Ливию. Причиной тому стали успешные действия британских летчиков и подводников.
Июнь 1941-го был очень успешным для британских подлодок, совершивших 27 атак. Израсходовав в них около 74 торпед, они потопили 13 судов общим тоннажем 35 955 брт. Однако только три из них перевозили грузы в Северную Африку, и в том месяце итальянцы доставили в Ливию рекордные 125 000 тонн грузов.
В течение июля подводники Его Величества произвели 23 атаки, выпустив 69 торпед, повредивших легкий крейсер «Гарибальди» и уничтоживших подводную лодку «Джантина», а также семь транспортов на 24 160 брт. Как и в июне, только три потопленных ими судна везли грузы в Северную Африку, но в этом месяце летчики уничтожили еще четыре транспорта тоннажем 19 467 брт на пути туда. В результате ежемесячный объем грузоперевозок в Ливию упал до 50,7 тысяч тонн с потерей 12% в море, а доставленное топливо упало до 12 000 тонн с потерей 41%.
Итальянцы были в панике. Они полагали, что британские подлодки действуют на всех маршрутах их конвоев. Однако на самом деле к началу августа в Средиземном море было лишь десять британских субмарин.
Итальянский лайнер "Конте Россо", использовавшийся как войсковой транспорт. Потоплен Д. Ванклином 24 мая 1941-го
Wikimedia CommonsОхота на лайнеры
Для перевозки войск в Ливию итальянцы использовали океанские лайнеры. Эти огромные суда были лакомой целью для британских подводников. Но отправить их на дно было не так-то просто – с апреля 1941-го войсковые конвои Оси ходили без потерь, если не считать лайнер «Конте Россо», потопленный Ванклином в конце мая. В каждом рейсе итальянцы меняли маршруты доставки войск в Триполи, поэтому все попытки британцев перехватить их в море оказывались тщетны.
Разгадка "Энигмы": как англичанам удалось взломать шифры вермахта
В середине августа британская разведка взломала шифры итальянского флота. Из перехваченной радиограммы англичане узнали об отправке большого конвоя из Неаполя в Триполи. Пять субмарин отправились на охоту, рассчитывая атаковать его между Мальтой и Ливией. 19 августа две из них – «Эрдж» и «Анбитен» – заметили конвой из четырех лайнеров в сопровождении шести эсминцев. Напасть на них смогла только «Анбитен», но ее торпеды в цель не попали.
Куда больше повезло подлодке «Юник», перехватившей этот конвой уже у Триполи. Утром 20 августа она заметила лайнеры «Океания», «Нептуния», «Марко Поло» и «Эксперия», охранявшиеся эсминцами, торпедными катерами и самолетами. Проникнув внутрь ордера конвоя, «Юник» атаковала «Эксперию» четырьмя торпедами, три из которых поразили лайнер. Подбитый гигант затонул, а подлодка смогла ускользнуть от итальянцев. Закрепить же этот успех британские подводники не смогли. Другая субмарина – Р32 – также попыталась атаковать конвой, но подорвалась на минах и погибла.
Британская подводная лодка "Юник", потопившая итальянский лайнер "Эксперия" 20 августа 1941-го
Wikimedia CommonsВ оставшиеся дни августа британцы еще несколько раз нападали на другие конвои с лайнерами. Но эти попытки были неудачными – субмарины «мазали», выпуская торпеды с дальнего расстояния. Тем не менее в августе подводники Его Величества достигли хорошего результата, потопив пять вражеских транспортов и повредив тяжелый крейсер «Больцано». Впрочем, ущерб ливийскому трафику англичане нанесли небольшой, так как только двое из этих судов, включая «Эксперию», перевозили войска и припасы в Северную Африку. Больше повезло летчикам Королевских ВВС – они на этот раз уничтожили семь транспортов, идущих в Ливию.
Яркий успех Ванклина
Сентябрь оказался еще более результативным, чем август. В середине месяца британские дешифровщики снова обеспечили флот информацией о выходе из Неаполя крупного войскового конвоя, который должен был прибыть в Ливию 19 сентября. Воздушная разведка подтвердила эти сведения, обнаружив в море лайнеры «Океания», «Нептуния» и «Вулкания» в сопровождении эсминцев. На их перехват были отправлены пять субмарин, включая «Апхолдер».
Ванклин встретился с противником в 03.50 18 сентября восточнее Триполи. Он повел лодку на сближение с конвоем, чтобы занять удобную для атаки позицию. «Апхолдеру» удалось сократить расстояние до 4,5 километра, но дальше сближаться было опасно, потому что в лунном свете враг мог заметить субмарину. В 04.06 Ванклин выпустил четыре торпеды, после чего погрузился, чтобы не демаскировать себя. Результат залпа оказался блестящим, так как «Апхолдеру» удалось торпедировать сразу два лайнера!
Получив две торпеды, «Нептуния» затонула, а «Океания», пораженная одной торпедой, осталась на плаву, но лишилась хода. «Вулкания» же быстро пошла к Триполи. Итальянские эсминцы спасали людей с погибшего судна и пытались отбуксировать в порт поврежденный лайнер. Они были так заняты, что совершенно забыли о британской подлодке.
Итальянский лайнер "Нептуния", уничтоженный Д. Ванклином 18 сентября 1941-го
Wikimedia CommonsПерезарядив торпедные аппараты, Ванклин всплыл под перископ, чтобы оценить обстановку. Так как шансы перехватить «Вулканию» были невелики, он решил добить поврежденную «Океанию». Но находившиеся рядом эсминцы мешали «Апхолдеру». Лишь в 08.51 у Ванклина появился шанс нанести новый удар – две выпущенные торпеды поразили «Океанию», после чего лайнер быстро затонул. Так как контратаки итальянцев не последовало, «Апхолдер» ушла целой и невредимой.
Подлодка – самый опасный противник
Хотя итальянцам удалось спасти большую часть солдат с погибших лайнеров, бойня, устроенная Ванклином у Триполи, произвела на них сильное впечатление. Потеряв четыре лайнера на ливийском маршруте, итальянский флот отказался от использования этих судов для переброски войск. Отныне солдат перевозили в основном на эсминцах, которые пересекали опасный участок пути ночью на большой скорости.
Такое положение дел не устраивало немцев. Роммель заявил, что не может готовить дальнейшее продвижение, не говоря уже о нападении на Тобрук, если ситуация со снабжением не улучшится. В ответ итальянцы жаловались, что британцы, наладив взаимодействие между авиацией и подлодками, не дают им проводить войсковые конвои в Африку. Поэтому, чтобы хоть как-то помочь Африканскому корпусу Роммеля, итальянцы решил использовать только небольшие быстроходные военные корабли и подлодки для перевозки грузов в порты ближе к фронту.
Радар против подлодки: как англичане победили лучших подводных асов рейха
Сентябрь 1941 года, несомненно, был одним из самых ярких периодов подводной кампании в Средиземном море, так как именно в это время британские подводники потопили больший тоннаж, чем когда-либо прежде. Жертвами их торпед стали девять транспортов на 51 135 брт, четыре из которых перевозили войска и припасы в Северную Африку. Самолеты также преуспели, потопив шесть кораблей на 23 031 брт. В результате ежемесячная доставка военных грузов в Ливию сократилась до 54 000 тонн.
Оценивая сложившуюся обстановку, представитель германского флота в Риме адмирал Вейхольд докладывал в Берлин: «Самым опасным оружием союзников является подводная лодка». Он заявил, что в период с середины июля по конец августа 1941-го было совершено 36 подводных атак, из которых 19 стали успешными. Восемь судов были фактически потоплены недалеко от гаваней Оси. Вейхольд указал, что если потери в судах не будут замещены, то в недалеком будущем возникнет кризис системы снабжения войск.
Берлин полностью разделял опасения своего представителя в Риме. В сентябре 1941-го верховное командование вермахта отмечало, что «вражеские подводные лодки определенно берут верх». Любопытно, что почти одновременно командующий британским Средиземноморским флотом адмирал Каннингхэм требовал от Адмиралтейства усилить свои подводные флотилии, уверяя, что «каждая подводная лодка, которую можно прислать, на вес золота».
В завершение вновь обратимся к Дэвиду Ванклину. Его успех 18 сентября 1941-го можно справедливо считать не только наиболее выдающимся достижением британских подводников, но и одной из лучших атак субмарин в истории. В Лондоне по достоинству оценили его действия, наградив Ванклина высшей военной наградой империи – Крестом Виктории. Командир «Апхолдер» стал первым британским подводником, получившим эту награду во время Второй мировой войны.