Профиль

Растворившиеся в темноте: немецкие подводники более 40 лет хранили тайну гибели своей субмарины

29 апреля 1945-го в поход вышла немецкая подлодка U-287, положив начало одной из интереснейших мистификаций Второй мировой войны. Долгое время эта субмарина считалась погибшей почти со всем экипажем, и лишь спустя 40 с лишним лет стала известна правда о том, что же на самом деле произошло с этой лодкой.

Подводная лодка U-805

Сдавшуюся подводную лодку U-805 конвоируют на военно-морскую базу Портсмут, Нью-Гемпшир, США, 14 мая 1945 года

©U.S. Navy
Содержание:

Крах неизбежен

Советское наступление на Берлин началось 16 апреля 1945-го. Спустя три дня, сломив сопротивление вермахта, Красная армия вышла к городу. Когда на улицах немецкой столицы начались бои, Гитлер приказал главкому своих ВМС гросс-адмиралу Карлу Деницу перебраться из Берлина на север Германии в город Плён, чтобы организовать оборону этого района.

К тому моменту в западной Балтике собрались все немецкие транспорты и военные корабли, включая несколько сотен подлодок, успевших покинуть порты восточной Балтики до советского наступления. Понимая, что конец Третьего рейха близок, Дениц был готов приказать флоту капитулировать, после чего сам собирался искать смерти в бою. Но вечером 30 апреля из Берлина пришло сообщение: Гитлер мертв, а гросс-адмирал назначен его преемником.

Субмарина-загадка: как дайверам-любителям удалось озадачить историков подводной войны

Таким образом, на Деница было возложено подписание капитуляции – политического акта, который должен был поставить точку в истории нацисткой Германии. Но сам гросс-адмирал рассчитывал заменить безоговорочную капитуляцию частичной, чтобы прекратить боевые действия только на западе. В то же время вермахт должен был продолжать сопротивляться Красной армии на востоке. Целью было сделать так, чтобы как можно больше немецких войск сдалось западным союзникам, а не русским.

Для этого немцы 3 мая вступили в сепаратные переговоры с британским фельдмаршалом Монтгомери, согласившимся принять сдачу их войск на севере Германии, Голландии и Дании, а также немецких ВМС в 8:00 5 мая 1945-го. Хотя Монтгомери требовал, чтобы немцы сдали вооружение в целости, те затопили более 200 своих субмарин, находившихся на базах, до того, как вечером 4 мая Дениц отдал приказ прекратить боевые действия.

Этот приказ касался не только войск в северной Германии, но и всех подлодок, находившихся в море: им было велено вернуться на базы. Однако их дальнейшую судьбу определила уже безоговорочная капитуляция Германии, которой потребовал генерал Эйзенхауэр. Как главком войск союзников в Европе, он отказался от сепаратных переговоров с представителями Деница, потребовав сдачи немецких войск в равной степени как на западе, так и на востоке. В итоге Германия была вынуждена безоговорочно капитулировать, дважды подписав соответствующие акты: 7 мая в Реймсе и 8 мая в Карлсхорсте.

Гросс-адмирал Карл Дениц под конвоем британских военных после ареста

IMAGO/piemags via Reuters Connect

Капитуляция под черным флагом

Сразу после подписания акта капитуляции в Карлсхорсте 9 мая в 0:34 мск немецкие радиостанции начали передавать субмаринам, находившимся в море, приказ Деница о выполнении следующих условий СССР, США и Великобритании. Во-первых, все лодки на определенных частотах должны были передать по радио открытым текстом свои тактические номера и местонахождение и впредь пользоваться радиосвязью только таким образом. Во-вторых, их экипажи должны были выбросить за борт весь боезапас, удалив замки орудий и взрыватели с торпед. В-третьих, подлодки должны были передвигаться только в надводном положении, подняв черный или синий флаг, а ночью зажигать ходовые огни. В-четвертых, все подлодки должны были следовать в ближайшие порты союзников или в оговоренные порты Германии и точно придерживаться указаний, которые будут им даны в последующих радиограммах.

Любые нападения на суда и военные корабли были запрещены. Однако до сих пор ходят байки о том, как немецкие подводники продолжали топить их после капитуляции Германии. Но это именно байки, поскольку последние результативные атаки подчиненные Деница совершили вечером 7 мая 1945-го, когда U-1023 потопила в Ла-Манше норвежский тральщик, а U-2326 отправила на дно транспорт возле Эдинбурга.

Рождественский переполох: чем закончился набег "серых волков" в Тихий океан

После затопления немцами своих субмарин 2–4 мая 1945-го, вошедшего в историю как операция «Радуга», ВМС Германии все еще имели в строю около полутора сотен лодок. Большая их часть находилась на базах в Германии и Норвегии, а 46 единиц 8 мая все еще были в море. И далеко не все из них приняли сигналы о капитуляции своевременно. Кроме того, приняв их, экипажи еще долго гадали, не являются ли эти радиограммы вражескими уловками. Поэтому процесс сдачи подлодок затянулся.

Первыми распоряжения Деница и союзников по антигитлеровской коалиции выполнили пять лодок, находившиеся в Норвежском и Северном морях. Их командиры привели субмарины в норвежские порты уже 9 мая. На следующий день под черными флагами в порты Великобритании прибыло шесть подлодок. Всего же в период с 10 по 17 мая британцам сдались 23 лодки: 21 – в портах метрополии и две – в Гибралтаре. В итоге, с учетом 10 субмарин, вернувшихся в Норвегию и Германию, за это время на европейском театре союзникам сдались 33 немецкие субмарины.

Одновременно с этим капитуляция «серых волков» происходила и по другую сторону Атлантики. 13 и 14 мая в Канаду пришли U-190 и U-889, ранее действовавшие на позициях у Нью-Йорка и Галифакса. Еще пять лодок сдались американцам. Одной из них была U-234, пришедшая в Портсмут (США) 19 мая 1945-го и ставшая последней немецкой лодкой, капитулировавшей в портах союзников.

Немецкий фельдмаршал Вильгельм Кейтель подписывает ратифицированные условия капитуляции германской армии

REUTERS

Нарушители правил

Но не все подводники выполнили приказ Деница. Например, когда на U-963 поняли, что Берлин капитулировал, ее командир Рольф-Вернер Вентц предложил экипажу не сдаваться в плен, а вернуться в Германию через нейтральную страну. Предложение было принято. Лодка взяла курс на Португалию, достигнув ее побережья к утру 20 мая. Там на глазах у португальцев немцы затопили U-963, однако, к изумлению подводников, власти Португалии их не интернировали, а арестовали и передали британцам.

Спустя две недели история повторилась, когда в Португалию пришла U-1277 Эренрайха Стевера. Ее экипаж высадился на берег, затопив лодку. Как и в случае с U-963, подводники были переданы британцам. Позже Стевер предстал перед британским судом, приговорившим его к двум годам тюрьмы за нарушение условий капитуляции. Вентцу же удалось избежать наказания, убедив британцев, что на его подлодке была неисправна рация и поэтому в его действиях не было злого умысла.

Куда более известны истории двух немецких лодок, чьи экипажи предпочли сдаче в плен поход в Аргентину. Первой 10 июля 1945-го туда прибыла U-530 Отто Вермута. Спустя месяц там появилась U-977 Хайнца Шаффера. При этом, пока эта субмарина не объявилась в Аргентине, союзники были уверены, что она погибла. Их ввели в заблуждение члены экипажа лодки, не пожелавшие плыть в Южную Америку и высаженные Шаффером в Норвегии 10 мая. Эти подводники заявили британцам, что лодка погибла, а они единственные выжившие. Обман вскрылся лишь 17 августа 1945-го после «воскрешения» U-977 в Аргентине.

Подводная лодка U-977 в Мар-дель-Плата, Аргентина, 1945 год

Vostock Photo Archive

Тайна погибшей субмарины

Но куда более загадочна история подлодки U-287 Генриха Майера, чей экипаж хранил тайну ее гибели почти полвека. В исторической литературе до сих пор бытует мнение, что U-287 подорвалась на мине и затонула в устье Эльбы 16 мая 1945 года, погибнув почти со всей командой. Именно такую версию рассказали британцам инженер-механик Райнер Керстен и три других подводника U-287, заявившие себя единственными выжившими. В результате победители занесли версию с миной во все официальные отчеты, откуда она попала в исторические труды.

Операция "Чибис": как Дениц пытался вызволить из плена подводного аса

Реальная история финала U-287 стала известна лишь намного позже. 29 апреля 1945-го эта подлодка вышла из Норвегии в свой первый боевой поход для действий у Оркнейских островов. Получив известие о конце войны, ее экипаж решил вернуться в Германию, но в плен не сдаваться.

В ночь на 16 мая Майер привел U-287 в устье Эльбы в районе Куксхафена, где на берег тайно высадились 36 человек. Затем оставшиеся восемь, включая командира, Керстена и вахтенного офицера Георга Шойбле, подняли лодку вверх по реке, где подорвали ее. Согласно договоренности между ними, часть «подрывников», а именно Керстен и еще три человека, должны были сдаться союзникам и убедить их, что субмарина погибла, а они единственные выжившие. В это же время другие члены экипажа U-287 с помощью местного населения должны были разъехаться по домам, выдавая себя за гражданских.

Как позже вспоминал Керстен, их четверка была арестована британцами, которые подвергли их интенсивным допросам, чтобы выяснить судьбу U-287. Но немцы упрямо придерживались версии «наша лодка подорвалась на мине, все, кроме нас четверых, погибли». В то же время многие из высаженных на берег подводников были также задержаны британцами, которые сначала разместили их как «гражданских» в рыбацких бараках Куксхафена, но затем отпустили.

Так как Керстену и другим арестованным удалось убедить союзников в своей версии гибели подлодки, они были отпущены на свободу. Но и в дальнейшей уже мирной жизни «заговорщики» продолжали хранить свою тайну. Поэтому, если кто-то из исследователей и историков обращался к ним с вопросами о финале U-287, то получал все тот же стандартный ответ.

Вероятно, реальная судьба U-287 так и осталась бы тайной, если бы спустя 44 года Райнер Керстен не рассказал правду. 17 мая 1989-го он встретился с бывшим подводником Хорстом Бредовым, создавшим после войны частный музей и архив немецких подводных сил. Ветераны разговорились, и инженер-механик поведал Бредову о финале своего корабля. Так завершилась одна из любопытнейших мистификаций в истории Второй мировой войны.

Самое читаемое
Exit mobile version