Профиль

"Серые волки" у Кейптауна: как немцы устроили побоище у Южной Африки

Порт Кейптауна после войны

Порт Кейптауна после войны

©u.s. navy/Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)

Стратегия дальних ударов

Ведя борьбу с судоходством союзников, командующий подводными силами Германии Карл Дениц придерживался принципа «топить больше, чем успевают построить». Для него было неважно, где именно уничтожать вражеские суда, лишь бы противник нес потери. Поэтому подчиненные Деница помимо групповых атак (тактика «волчьих стай») на конвои практиковали и удары по дальним коммуникациям, где союзники еще не ввели конвойную систему.

"Волчья стая" против конвоя: первый успех "серых волков" в Атлантике

В этой стратегии ударов по слабым местам противника решающая роль отводилась большим океанским лодкам IX серии, способным действовать на дальних коммуникациях. Впервые они заявили о себе весной 1941-го, атаковав судоходство у Фритауна – африканского порта, где сходились морские пути из Южной и Северной Атлантики. «Девятки» устроили там настоящее побоище, потопив за четыре месяца 73 судна общим тоннажем свыше 400 тыс. брт. А в начале 1942-го они начали избиение торговых судов союзников у восточного побережья США, где достигли большого успеха.

Получая от «серых волков» очередной болезненный удар, союзники реагировали на него введением системы конвоев в районе, где бесчинствовали немецкие подлодки. Но им не хватало сил, чтобы защитить все ключевые точки своего судоходства. Поэтому немцы владели инициативой и могли себе позволить спланировать новый набег на незащищенный район, в котором суда продолжали ходить поодиночке.

Одним из таких районов был мыс Доброй Надежды, где у Кейптауна шло оживленное судоходство между Индийским океаном и Атлантикой. Там было множество целей для немецких подводников и при этом отсутствовали значимые силы ПЛО. А подготовить и осуществить операцию в этом районе Деницу помог случай.

Счастливый случай Деница

9 июля 1942 года подлодка U-172 Карла Эммермана торпедировала американское торговое судно «Санта-Рита» у Бермудских островов. После этого немцы высадились на борт поврежденного транспорта, чтобы обыскать, а затем подорвать его. Им повезло: капитан «Санта-Риты» не успел бросить в воду сумку с секретными документами. В ней оказались карты с судоходными маршрутами и минными полями в районе Кейптауна и некоторых других портов. Так немцы получили план морской обороны союзников у побережья Южной Африки.

Участницы нападения на Кейптаун и Фритаун – "девятки" U-159 (слева) и U-107 (справа)

Vostock Photo

Когда эта информация оказалась у Деница, он начал планировать операцию, получившую название «Кейптаун». По его задумке, подводникам предстояло не просто отправить на дно множество судов, но тем самым нарушить подвоз подкреплений британской армии, сражавшейся с Роммелем в Северной Африке.

Учитывая успехи подлодок в Южной Атлантике в начале лета, Дениц решил продолжить прессинговать противника на коммуникациях между Фритауном и Кейптауном. Для этого он сформировал три группы субмарин. Первой группе – «Илтис», состоявшей из шести лодок, Дениц приказал атаковать конвои у Фритауна. Вторая – «Айсбэр» должна была силами четырех «девяток» действовать у Кейптауна. Ей в помощь отправлялась третья группа из четырех больших подводных крейсеров типа IXD2, которым предстояло проникнуть в Индийский океан и действовать между мысом Доброй Надежды и Мадагаскаром. Также немцам там должны были помогать итальянские подлодки.

Лодки «Айсбэр» – U-68, U-172, U-504 и U-156 – вышли из Франции в конце августа. Однако во время движения группы на юг ее состав из-за инцидента с лайнером «Лакония» покинула U-156. На замену ей Дениц отправил U-159. Кроме того, он приказал еще пяти лодкам-одиночкам патрулировать у Фритауна или южнее вдоль африканского побережья до Гвинейского залива. В результате число субмарин в отправившейся на юг группировке достигло 19.

Гибель "Лаконии": как инцидент с британским лайнером изменил подводную войну

К 1 октября девять подлодок (восемь немецких и одна итальянская) или уже находились у Кейптауна, или приближались к нему. Они имели около 225 торпед, а также боезапас для палубных орудий. С учетом 10-процентной скидки на промахи и неисправности торпед и допуская по два «угря» на жертву, считалось, что у девяти лодок было достаточно боезапаса, чтобы оправить на дно сотню транспортов общим тоннажем до полумиллиона брт.

Южная Африка к атакам подлодок готова была не лучше, чем Америка в начале 1942-го. Британские военно-морские власти в Кейптауне имели лишь четыре эсминца и несколько корветов – явно недостаточно для организации конвоев. Еще у них было несколько самолетов, доступных для противолодочного патрулирования.

Отдел слежения за подлодками в британском Адмиралтействе считал нападение «серых волков» на Южную Африку весьма вероятным. В этой связи Адмиралтейство распорядилось резко сократить судоходство у Кейптауна, сделав восточноафриканский город Дурбан главным портом для захода судов, направляющихся в метрополию из Суэцкого канала, Персидского залива и Индии. Это решение сократило количество целей для «Айсбэр», но не лишило немцев добычи.

Бойня у Кейптауна

Операция должна была начаться в ночь на 11 октября, после проникновения U-68 Карла Мертена и U-172 на якорную стоянку Кейптауна и атаки находившихся там судов (предполагалось, что их там будет не менее полусотни). Тем временем Гельмут Витте на U-159, Фриц Поске на U-504 и Эрнст Зобе на крейсере U-179, значительно опередившем другие подводные крейсеры, должны были ждать за пределами гавани и отстреливать пытающиеся спастись оттуда суда.

Разведка 5 октября показала: гавань пуста. Тогда командиры лодок потребовали свободы действий. В ответ Дениц приказал им проверить, не оказалась ли стоянка пустой из-за расписания судоходства. Если же и во второй раз окажется, что на рейде пусто, то «серые волки» будут вольны забыть о плане и с полуночи 8 октября начать действовать свободно.

Но Эммерман принял эту радиограмму 7 октября с искажением и решил, что командующий уже разрешил начать свободную охоту. Его ошибка привела операцию «Кейптаун» в действие, когда спустя полчаса после сеанса радиосвязи U-172 атаковала и отправила на дно крупное американское судно «Чикасо Сити». Остальные же командиры терпеливо ждали 8 октября. Лишь Витте нарушил приказ Деница, потопив британский транспорт за пять минут до полуночи.

В полночь 8 октября наступил час икс. Хотя гавань Кейптауна была пуста, субмарины нашли цели рядом с ней. 7–9 октября Эммерман и Витте потопили по три судна каждый. Мертену повезло еще больше: заняв удачную позицию, его U-68 за это время уничтожила шесть судов общим тоннажем 43 тыс. брт. Еще одно судно в копилку первых немецких успехов добавила U-179.

Как немецкий флот унизил владычицу морей Великобританию

Чем же ответили британцы? Утром 8 октября четыре эсминца и корвет вышли на поиск лодок, но большую часть дня потратили на спасение моряков с потопленных судов. Все доступные самолеты, в том числе и учебные, были посланы им на помощь. И все же в тот день удача улыбнулась британцам, когда эсминец «Эктив» обнаружил радаром U-179, а затем уничтожил этот подводный крейсер глубинными бомбами.

Хотя 10 октября британские власти перенаправили или заморозили большую часть рейсов в южноафриканских водах, немцы одержали еще две впечатляющие победы. Тем утром U-172 потопила огромный лайнер «Оркадес», плывший в одиночку в Великобританию с 1300 солдатами союзников и военнопленными Оси на борту. В это же время шедший к Кейптауну подводный крейсер U-178 Ганса Иббекена потопил еще один переполненный британский лайнер «Дачесс оф Атолл». К счастью для союзников, людские потери во время гибели этих двух войсковых транспортов оказались незначительными.

Полагая, что движение судов отклонилось далеко к югу от Кейптауна, лодки «Айсбэр» одна за другой направились в этот район. Там Витте и Поске потопили еще несколько судов.

Так как к тому моменту «девятки» уже почти израсходовали боезапас, а топлива у них осталось лишь на обратную дорогу, в конце октября – начале ноября они покинули воды Южной Африки. Но операция «Кейптаун» на этом не закончилась. Группу «Айсбэр» сменили три подводных крейсера U-178, U-177 и U-181, которые продолжили истреблять суда союзников уже между Кейптауном и Дурбаном.

Подводный крейсер U-177 во время действий у Южной Африки

Vostock Photo

Лучший результат подплава

Набег группы «Айсбэр» на Южную Африку стал одной из самых успешных операций подлодок за всю войну. Четыре «девятки» уничтожили 23 судна на 155 тыс. брт у Кейптауна и Дурбана. Кроме того, три из них потопили 11 судов на 61 тыс. брт в районе мыса Доброй Надежды, в результате чего число уничтоженных целей увеличилось до 34 судов тоннажем на 216 тыс. брт. В среднем на каждую лодку в этом походе пришлось по 8,5 судна тоннажем 54 тыс. брт.

Четыре подводных крейсера потопили 27 судов на 161 тыс. брт, что в среднем дало 6,75 судна, или 40 тыс. брт на лодку за поход. Суммирование успехов обеих групп вылилось во внушительный результат – 62 потопленных судна, включая шесть войсковых транспортов, общим тоннажем 379 тыс. брт. Это в среднем дало по 7,8 судна на 47 тыс. брт на каждую лодку за поход, что превысило лучшие показатели «девяток» в американских водах.

Всего же во второй половине 1942-го около полусотни субмарин действовали в водах Африки, между Азорскими островами и Дурбаном. Они потопили около 150 судов почти на 900 000 брт. При этом сами немцы потеряли всего три лодки. Западные историки называют такой «обменный курс» – 50 судов за каждую подлодку – «редко упоминаемой и позорной неудачей британской ПЛО» во Второй мировой войне.

Самое читаемое
Exit mobile version