Профиль

Второй авианосец: чем «Принс оф Уэлс» поможет Королевскому флоту?

©ТАСС

Противоавианосное лобби

Бывший самым крупным в мире еще в 1942, к 1945 году Королевский флот уже безоговорочно сдал первое место ВМС США, а после войны начал стремительно сокращаться – строительство тяжелых кораблей отменялось либо резко замедлялось по мере того, как с карты мира исчезала Британская Империя.

Эта тенденция затронула и авианосцы – класс кораблей, в годы войны доказавший свою исключительную полезность и применимость на большинстве морских театров, от Арктики до Средиземного моря и от Индонезии до Алеутских островов. Первыми жертвами послевоенных сокращений стали авианосцы типа «Мальта» - четыре корабля, которые должны были стать крупнейшими и сильнейшими в мире на тот момент, были заказаны летом 1943 года, но работы по этой программе так и не начались, а осенью 1945 заказ был отменен.

Многие из уже заложенных кораблей не были введены в строй. Часть разрезали еще на стапелях, часть продали за рубеж – с 1950-х до 1990-х бывшие британские авианосцы были самыми распространенными в мире «импортными» кораблями этого класса, послужив во флотах Австралии, Аргентины, Бразилии, Индии, Канады, Нидерландов и Франции.

Те авианосцы, что все же достались Королевскому флоту после окончания Второй мировой войны, строились довольно долго из-за недофинансирования, проводя на верфи подчас более 10 лет. Так, авианосец «Гермес», будущий герой Фолклендской войны, проданный затем Индии, заложили в 1944 году, спустили на воду в 1953-м, а ввели в строй лишь в 1959-м.

Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами

Несмотря на проблемы с финансами, начавшиеся еще до войны и последующее замедление темпов строительства, Королевский флот в 1930-50-е оставался лидером в развитии авианосных технологий, внедрив такие ставшие впоследствии стандартом уже в США усовершенствования, как «ураганный нос» (закрытая с передней части ангарная палуба, улучшавшая условия обитаемости и обслуживания техники при сильном волнении моря), бронированная полетная, палуба, угловая посадочная палуба, оптическая система привода на посадку, паровая катапульта и ряд других.

Вслед за англичанами внедрив все эти усовершенствования у себя во время модернизации авианосцев типа «Эссекс» и «Мидуэй» военной постройки, американцы вырвались вперед в 1950-е, начав постройку суперавианосцев типа «Форрестол» и ядерного «супера» «Энтерпрайз». Британский флот к концу 1950-х стабилизировал количество авианосцев на уровне семи единиц, сохранив этот показатель на следующие 10 лет. При этом собственно многоцелевыми авианосцами оставались только три корабля – «Игл», «Арк Ройял» и модернизированный ветеран Второй мировой «Викториес», а четыре несколько меньших по размерам корабля типа «Сентор» использовались преимущественно для противолодочных операций, или как десантные вертолетоносцы.

В 1960-е Королевский флот столкнулся с новой проблемой: угасшая вслед за Империей авиационная промышленность больше не могла самостоятельно создавать новые боевые самолеты с требовавшимися характеристиками. Заменять быстро устаревшие палубные машины первого поколения пришлось на самолеты вертикального (укороченного) взлета и посадки «Си Хэрриер», тактико-технические характеристики которых во многом были принесены в жертву взлетно-посадочным, и американские «Фантомы». Размеры и вес последних позволяли применять их только на двух наиболее крупных кораблях флота – «Игл» и «Арк Ройял», а для первых казались избыточными даже относительно компактные «Сенторы».

В этот период в британском парламенте и правительстве шла оживленная дискуссия на тему необходимости строительства новых авианосцев, с большими шансами на утверждение программы строительства трех многоцелевых кораблей по проекту CVA-01, несколько меньших по размерам, чем американские «суперы», но, безусловно, полноценных – с полным водоизмещением свыше 60000 тонн и авиакрылом около 50 самолетов и вертолетов, в том числе 18 истребителей «Фантом» и 18 бомбардировщиков «Буканир». Первоначально в качестве перспективной машины флота предполагался проект сверхзвукового истребителя вертикального (укороченного) взлета и посадки P.1154, заметно более крупного и сильновооруженного, чем в итоге пошедший в серию «Хэрриер», но, в конце концов, экономические соображения заставили отказаться от этого проекта в пользу сохранения в строю «Буканиров» и закупки «Фантомов».

Осуществиться программе CVA было не суждено – выигравшие выборы в октябре 1964 года лейбористы изрядно урезали хотелки минобороны и адмиралтейства – нельзя сказать, чтобы совсем без причин: к этому времени Британия практически ушла из вод к востоку от Суэца, и необходимость во флоте, способном постоянно обеспечивать присутствие в этих морях, отпала. Сократили не только флотские планы. Помимо проекта CVA-01 под нож пошел предназначавшийся для Королевских ВВС сверхзвуковой многоцелевой самолет TSR-2, причем сначала вместо запуска его в серию предполагалась закупка американских F-111A, затем также отмененная.

Следующим шагом стало сокращение действующих сил флота. Первым из семи переживших послевоенные сокращения авианосцев ушел на покой «Викториес», вошедший в строй еще в 1941 году. Его масштабная (и весьма удачная) модернизация в 1950-х в принципе позволяла оставить корабль в составе флота на гораздо более долгий срок, однако вместо этого участник охоты на «Бисмарка» был в 1969 году списан и вскоре сдан на слом. Тогда же решили отказаться от модернизации двух из четырех авианосцев типа «Сентор», что привело к списанию собственно «Сентора» и «Альбиона» уже при следующем, консервативном кабинете Эдуарда Хита в начале 1970-х.

К новой лейбористской каденции Королевский флот подошел с четырьмя авианесущими кораблями, но второе премьерство Гарольда Вильсона (1974-76) и сменившего его Джеймса Каллагана (1976-79) пережили только два корабля: переоборудованный в противолодочный вертолетоносец «Булварк» и прошедший модернизацию под применение «Си Хэрриеров» «Гермес». Два крупнейших корабля Ее Величества, способные нести бомбардировщики «Буканир» и сверхзвуковые истребители «Фантом», «Игл» и «Арк Ройял» были списаны и сданы на слом. Им на смену пришли совсем другие корабли.

Второстепенный флот

Ключевой чертой послевоенной трансформации Королевского флота стало постепенное сжатие его операционной зоны – некогда охватывавшая весь земной шар, к середине 1970-х она сократилась до северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Изменилась и специализация – ударные задачи в рамках действий ВМС НАТО предстояло решать соединениям американского флота. Свой потенциал, следуя традициям Шарля де Голля ревниво оберегали французы, сохранявшие в строю два многоцелевых авианосца. Но у всех остальных выбор был небогат, и сводился в основном к превращению во вспомогательные силы, призванные поддерживать и обеспечивать действия ВМС США. Не избежал этой участи и Королевский флот, ключевой специализацией которого стало противодействие советским подводным лодкам. В этом аспекте рассматривались и перспективные флотские программы.

В итоге в 1970-х для Королевского флота были заказаны три странных корабля, выросших из проекта, носившего скорее «советское» наименование «противолодочный крейсер-вертолетоносец». Наиболее радикальные варианты удешевления, предполагавшие сокращение водоизмещения до уровня менее 10 тысяч тонн, были все же отвергнуты, и верфи получили заказ на постройку 22500-тонных легких авианосцев типа «Инвинсибл», способных нести до 22 летательных аппаратов. В состав авиагруппы включались «Си Хэрриеры» и противолодочные вертолеты, соотношение которых зависело от поставленных задач.

Один из «Винсов» едва не был прямо со стапеля продан Австралии, но «помогла» Фолклендская война и позиция Маргарет Тэтчер, настаивавшей на сохранении боевых возможностей флота. Под стать новым британским авианосцам, были и их корабли эскорта – эсминцы типа 42. Исходно способные нести помимо систем ПВО и ПЛО так же противокорабельные «Экзосеты», они «по умолчанию» сдавались флоту без них. В итоге сложилась крайне ироничная для репутации «Владычицы морей» ситуация, когда в ходе Фолклендской войны аргентинские эсминцы того же типа 42 имели ПКР, а британские нет. Аргентинцам, впрочем, это не помогло – в отличие от ВВС и морской авиации, действовавших, несмотря на потери, отважно, умело и результативно, надводный флот Аргентины, после того, как атомная подлодка «Конкерор» потопила крейсер «Генерал Бельграно», предпочел укрыться на базах, а британский Королевский флот выиграл свою очередную войну.

Дети компромиссов

Распад СССР и постсоветское сокращение военных расходов повлекло за собой очередную волну «сжатия» Королевского флота, к концу 2000-х уступившего уже и ВМС Франции (особенно с учетом наличия у последних атомного авианосца «Шарль де Голль» и универсальных десантных кораблей типа «Мистраль»), а за вычетом стратегических ядерных сил оказавшегося примерно на уровне итальянского флота. Тем не менее, в 1990-е в Соединенном королевстве задумались о предстоящей замене кораблей типа «Инвинсибл». Предварительные исследования вылились в решение о разработке проекта совместным предприятием «Авианосный альянс» (Aircraft Carrier Alliance, ACA), участниками которого стали два ключевых британских подрядчика – BAE Systems и Babcock International, министерство обороны Великобритании, а так же французская Thales Group.

Работа объединенной команды заключалась в создании адаптируемого проекта, который с одной стороны мог бы использоваться в рамках британской программы CVF (Сarrier Vessel Future), предполагавшей создание авианосца под перспективный самолет короткого взлета и вертикальной посадки F-35B (схема STOVL), и французской PA2 (Porte-Avions 2, «Авианосец № 2»), в рамках которой предполагалась постройка второго авианосца для ВМС Франции в дополнение к «Шарлю де Голлю», при этом новый корабль должен был в отличие от британского «сопрограммника» нести самолеты с катапультным стартом и посадкой с аэрофинишером (схема CATOBAR).

Китай обогнал США по размеру военно-морских сил. Чей флот теперь сильнее?

С учетом опыта эксплуатации «Инвинсиблов», ограниченные размеры которых создавали серьезные трудности и существенно урезали состав авиакрыла, размеры перспективного корабля было решено увеличить втрое – его водоизмещение составило 65000 тонн. В лучших британских традициях нестандартного решения вопросов, размеры ангарной палубы и подъемников были определены таким образом, чтобы позволять размещение в ангаре и подъем на палубу армейских тяжелых вертолетов «Чинук», не оснащенных складывающимися лопастями винтов – это было проще, чем пробить расходы на закупку «навализированных» тяжелых вертолетов типа «Супер Стеллион» в тех же США.

В перспективных кораблях британцы вновь продемонстрировали способность выдавать новаторские архитектурные решения. Так «авианосец будущего» получил вместо ставшего стандартом «острова» разнесенную на две части надстройку. В носовой сосредотачивалось управление кораблем, в кормовой – управление полетами и командование соединением, при этом в случае выхода из строя одного из командных постов (например, в случае попадания ракеты или бомбы), второй мог принять на себя его функции.

В инженерном плане такое решение было продиктовано эшелонированным расположением энергетической установки. Использованная схема полного электродвижения, при которой газовые турбины работают в качестве электрогенераторов, позволила разнести энергетические установки на значительное расстояние друг от друга (что так же повышает живучесть на случай попадания в одну из них), после чего надстройки были естественным образом сооружены «вокруг» кожухов дымовых труб.

Итогом стало подписание контракта на постройку двух кораблей, получивших традиционные для главных сил Королевского флота имена «Куин Элизабет» и «Принс оф Уэлс». С именами оба авианосца унаследовали и гербы предшественников – одноименных линейных кораблей, вошедших в строй в 1914 и 1941 году соответственно. Цена контракта составила 6,2 миллиарда фунтов стерлингов за оба корабля, без учета цены авиакрыла.

Затруднения, с которыми столкнулась в США разработка истребителя F-35, включая и его вариант короткого взлета и вертикальной посадки, привели к тому, что некоторое время Королевский флот всерьез рассматривал возможность переделки проекта как минимум «Принс оф Уэлс» под самолеты катапультного старта – сначала «Супер Хорнета» F/A-18E/F, затем F-35C. Тогда же рассматривалась возможность ввода в состав флота только одного корабля, с достройкой второго для резерва или продажи кому-то из близких партнеров Великобритании.

Это решение не было принято, и оба авианосца были достроены с прицелом на использование F-35B. «Куин Элизабет», заложенная в 2009, была спущена на воду в 2014 году и в 2017 вышла на испытания. В настоящее время корабль уже передан флоту, но боеготовым считаться не может в виду продолжающейся подготовки авиакрыла. «Принс оф Уэлс» вышел на испытания только сейчас. Предполагается, что полной готовности головной корабль достигнет примерно в 2020, а второй – к 2023 году, по мере укомплектования авиации флота новыми машинами.

***

Можно ли на фоне достройки двух новых авианосцев говорить о возрождении Королевского флота? Вопрос как минимум дискуссионный. В целом Британия сохраняет критическую зависимость от США и партнеров из Евросоюза в развитии военных технологий. Сократившийся состав флота, имея в виду и авианосцы, и корабли-носители ракетного вооружения, и подлодки, делает ее ВМС уязвимыми к любым более-менее крупным проблемам: выход из строя даже одной единицы будет означать серьезный ущерб для боеспособности флота.

Другого варианта, впрочем, скорее всего нет. И учитывая британские политические реалии, может оказаться так, что и нынешнее положение дел впоследствии будут вспоминать как «золотые дни Королевского флота».

Самое читаемое
Exit mobile version