Разработку новой концепции генеральный секретарь НАТО публично анонсировал на пресс-конференции по итогам первого дня заседания Североатлантического совета на уровне министров обороны, которое прошло в онлайн-формате в среду, 17 февраля.
«Я предлагаю главам государств и правительств, которые соберутся здесь на саммит в этом году, обновить стратегическую концепцию НАТО. Я считаю, что для этого настало время. У нас есть концепция от 2010 года, она очень хорошо отвечает нашим потребностям, но обстановка сегодня изменилась. Например, она не учитывает изменение баланса сил и подъем Китая, изменения климата. Мы должны принять это во внимание в новой концепции», – сказал Столтенберг.
По его словам, концепция также должна учитывать новый подход к России. «В концепции от 2010 года мы говорили о партнерстве с Россией, но с тех пор мы видим агрессивные действия по отношению к соседям, и ситуация сильно изменилась. Поэтому нам нужно обновить концепцию, подтвердить наши ценности и укрепить связь Европы и Северной Америки», – добавил он.
Необходимо больше использовать НАТО как платформу для консультаций и координации, отметил Столтенберг, говоря о глобальных задачах блока. По его словам, дальнейший курс альянса должен заключаться в расширении политического и практического диалога со всеми одинаково мыслящими с организацией государствами по всему миру. Это необходимо, "чтобы противостоять тем, кто не разделяет наши ценности, – таким странам, как Россия и Китай», – заключил генсек НАТО.
По мнению Столтенберга, альянс должен оплачивать расходы стран-членов альянса на переброску их сил к границам России, чтобы мотивировать развертывание большего количества сил и средств на восточном направлении. В настоящее время государства, участвующие в операциях НАТО, несут соответствующие расходы самостоятельно, сообщает ТАСС.
Ранее «Профиль» сообщил об утверждении новой арктической стратегии ВМС США, которая была подписана секретарем ВМС Кеннетом Брейтуэйтом, начальником военно-морских операций адмиралом Майклом Гилдэем и комендантом корпуса морской пехоты генералом Дэвидом Бергером в начале января 2021 года. По мнению авторов стратегии, одним из главных арктических вызовов становятся действия России и Китая, «чьи интересы и задачи радикально отличаются» от американских. Стратегия отмечает рост интереса к Арктике в связи с сокращением площади многолетних ледовых полей и развитие Северного морского пути.