Специалисты смоделировали в лаборатории ситуацию, которая возникла после аварии 26 апреля 1986 года. Тогда в результате серии взрывов возник пожар, в результате урановые топливные стержни расплавились вместе с циркониевой оболочкой, частями реактора и песком, сброшенным в реактор для тушения огня. После ликвидации последствий аварии над реактором были построен саркофаг, который оказался не герметичным и пропускал внутрь воду.
Сооруженный в 2016 году новый безопасный конфайнмент (НБК) предотвратил попадание жидкости в АЭС, но создал другую проблему, пишет Businnes Insider. Расплав в реакторе стал слишком сухой, и это тоже могло стать причиной появления новых ядерных реакций. По мнению специалиста по ядерным отходам Шеффилдского университета Клэр Коркхилл, в ЧАЭС должно быть достаточно количество влаги, при котором расплав будет оставаться стабильным.
Коркхилл уточнила, что это пока лишь предположение – для точных выводов необходимы более глубокие исследования. Она предложила запустить в помещение роботов, которые смогут просверлить расплав и установить борные цилиндры для поглощения лишних нейтронов. Помочь в этом должен полученный в лабораторных условиях расплав. По словам Коркхилл, пока спешить необходимости нет – возможно, ядерное топливо перестанет "тлеть" само. Если нет, то пройдет еще несколько лет, прежде чем число нейтронов достигнет критического уровня.
Как сообщал "Профиль", химик-ядерщик из Университета Шеффилда Нил Хаятт в начале мая написал в американском журнале Science, что в урановом топливе, похороненном под разрушенным реактором ЧАЭС, постепенно наросли реакции деления, что, по его мнению, может привести к аварийной ситуации.