Как сообщает сайт института ВМС США USNI, представители Пентагона пока официально не подтверждали сокращение военных расходов, о котором ранее сообщили СМИ со ссылкой на собственные источники. О возможном отказе от ремонта “Трумэна” USNI сообщили источники в конгрессе. Кроме того, отдельно обсуждается бюджет военного судостроения в целом. “Гарри Трумэн”, восьмой по счету авианосец типа “Нимитц”, вошедший в состав ВМС США в 1998 году, должен в 2023 встать на средний ремонт с модернизацией и перезарядкой реакторов (Refueling and Complex Overhaul). Этот ремонт занимает четыре года и позволяет продлить срок службы авианосца на второй 25-летний период из общего назначенного срока в 50 лет.
Предложение о досрочном выводе “Трумэна” из эксплуатации вместо ремонта и модернизации корабля обсуждалось еще в 2019 году на фоне начала финансирования постройки третьего и четвертого авианосцев типа “Джеральд Форд” – CVN-80 “Энтерпрайз” и CVN-81 “Дорис Миллер”. В то время ВМС заявили, что смогут сэкономить до $1,5 млрд в период 2020-23 годов только на планировании работ по ремонту и первом этапе финансирования самого ремонта. Общая сумма расходов на RCOH составляет около $5,5 млрд, при этом стоимость утилизации авианосца типа “Нимитц” в 2019 году оценивалась в $2,5 млрд. Конгресс США отказался одобрить вывод “Трумэна” из эксплуатации и внес соответствующую поправку в закон об обороне 2020 года, исключающую такой шаг.
В настоящее время ВМС США и верфь “Ньюпорт Ньюс” компании “Хантингтон Ингаллс” пока не имеют отработанного протокола утилизации атомного авианосца, поэтому оценка стоимости работ может оказаться приблизительной. Так, пока не завершена утилизация первого в мире атомного авианосца “Энтерпрайз”. Деактивация его реакторов завершилась в 2018 году, но работы по разборке корпуса корабля еще продолжаются.
Вместе с тем ряд членов палаты представителей Конгресса США полагает, что списание авианосца недопустимо. Так, конгрессвумен-демократ Элен Лурия, представитель штата Вирджиния, в прошлом – офицер ВМС с опытом эксплуатации ядерных энергетических установок, заявила о необходимости увеличения военных расходов и недопустимости сокращения авианосных сил. “Поскольку мы стремимся расширить присутствие ВМС США в ответ на злонамеренные действия КНР, последнее что мы можем делать – это сокращать флот”, – заявила она. По мнению Лурии, военный бюджет США должен увеличиваться, обеспечивая 3-5% прироста сверх уровня инфляции, для обеспечения противостояния КНР. Схожего мнения придерживается и руководитель INDOPACOM адмирал Фил Дэвидсон, заявивший о необходимости поддержания имеющегося числа авианосцев.
Ранее “Профиль” сообщил о подписании контракта на проведение среднего ремонта с модернизацией и перезарядкой реакторов авианосца CVN-74 “Джон Стеннис”. Работы будут включать в себя практически полную разборку корабля с демонтажем полетной палубы, извлечением большей части электронных и механических систем, капитальным ремонтом внутренних помещений и обратным восстановлением. Стоимость соглашения, охватывающего основную часть работ, превысила $3 млрд.