"Табу быть не должно", – подчеркнула она.
Глава Еврокомиссии также напомнила о статье 42(7) Лиссабонского договора, которая накладывает на страны-члены обязательство поддерживать друг друга в случае появления военной угрозы.
"Взаимная оборона не является необязательной", – категорична она.
Проще говоря, один за всех и все за одного. Именно это и значит "Европа".
Мы должны принимать решения быстрее, указывает фон дер Ляйен. В том числе – на основе квалифицированного большинства, а не единогласия.
По ее словам, для такого даже не нужно менять Договор – просто нужно быть более креативными. Например, возглавляемые Великобританией Объединенные экспедиционные силы на Балтике включают представителей 10 европейских стран. А в Коалиции желающих число участников и вовсе превышает 30.
Впрочем, стоит формализовать предпринимаемые в настоящее время совместные усилия в области безопасности. Прежде всего, речь идет о работе с ближайшими партнерами ЕС – Великобританией, Норвегией, Исландией и Канадой.
Глава Еврокомиссии призвала к выработке Европейской стратегии в области безопасности. По ее словам, в "новом мировом порядке" у всего есть такое измерение – у торговли и финансов, стандартов и данных, критической инфраструктуры и технологических платформ.
"Мы в Европе должны быть способны и готовы использовать нашу силу напористо и проактивно для защиты наших интересов безопасности" – категорична фон дер Ляйен.
Навстречу собственному ядерному оружию?
Масштабную программу милитаризации Евросоюза до 2030 года представили в марте 2025 года. Предусматриваются увеличение инвестиций на оборону ЕС в размере более €800 млрд, государственное финансирование оборонных проектов, развитие рынка ВПК, развитие прорывных инноваций в военной сфере и создание партнерской промышленной сети со "странами-единомышленниками".
В марте же 2025 года Еврокомиссия выступила с инициативой SAFE объемом €150 млрд как части долгосрочной программы военного строительства. Совет ЕС одобрил ее в мае того же года. В декабре стало известно, что к программе SAFE проявили интерес в Японии, Турции, Канаде и Южной Корее.
В конце января 2026 года канцлер Германии Фридрих Мерц сообщил, что положено начало обсуждению вопроса о европейских инструментах ядерного сдерживания. Он уточнил, что сама ФРГ связана обязательствами не создавать собственное ядерное оружие по договору "2+4" и Договору о нераспространении ядерного оружия.
По словам Мерца, формирование режима совместного ядерного сдерживания потребует принятия ряда стратегических и военно-политических решений, но сейчас еще не время для этого.
В феврале о возможности ЕС приобрести собственные средства ядерного сдерживания говорила еврокомиссар по вопросам внешней политики Кая Каллас.
Помимо прочего, упоминается возможность распространения на другие страны ЕС "французского ядерного зонтика".