По данным NYT, начиная с 2021 года, палестинское движение избегало крупных столкновений с Израилем, чтобы неожиданно нанести удар 7 октября. В протоколах упоминается встреча представителя ХАМАСа с иранским военным командиром в Ливане в июле 2023 года, где озвучивалась просьба о помощи в нанесении ударов по "уязвимым объектам" на начальном этапе атаки. Как утверждают в США, иранский командир попросил больше времени на подготовку.
"В документах также говорится, что ХАМАС планировал более подробно обсудить нападение на последующей встрече с Хасаном Насраллой, лидером «Хезболлы» в то время, но не уточняется, состоялась ли эта встреча", – говорится в статье.
Руководство ХАМАСа в конечном итоге решило действовать самостоятельно. Американские журналисты заявили, что палестинское движение пыталось помешать Израилю развернуть новую систему ПВО, а также "сорвать усилия по нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией". Еще одним фактором NYT называет действия Израиля на Западном берегу реки Иордан.
Иран неоднократно подчеркивал, что не участвовал в подготовке или проведении атаки на Израиль. В ответ на запрос NYT, иранская миссия при ООН заявила, что все решения принимались военным крылом ХАМАСА, а утверждения о причастности Ирана или "Хезболлы" основаны на "сфабрикованных документах".
Ситуация на Ближнем Востоке резко обострилась 7 октября 2023 года, когда ХАМАС проник на территорию Израиля из сектора Газа. Это сопровождалось убийствами жителей приграничных населенных пунктов и захватом заложников. Израиль позднее объявил о полной блокаде сектора Газа и начал наносить удары по его территории, а также по отдельным районам Ливана и Сирии.
Затем началась наземная операция в анклаве. Сообщалось, что ЦАХАЛ нанес по целям в Газе порядка 40,3 тыс. авиаударов. 6 октября 2024 года израильские военные объявили о начале новой операции в районе Джабалии.
По данным БАПОР, по меньшей мере 400 тыс. человек оказались заблокированы в северной части сектора Газа в результате продолжающихся боевых действий.