Это столкновение поездов – далеко не единственный инцидент в СССР и России. В прошлом происходили масштабные ДТП, что приводило к большому числу жертв. Где и когда случались железнодорожные аварии – читайте в материале "Профиля".
Станция Користовка, Кировоградская область, Украина, 6 ноября 1986 года
Инцидент произошел на Одесской железной дороге. Машинист и его помощник во время ночного рейса уснули, что привело к лобовому столкновению двух поездов.
Позже выяснилось, что помощник машиниста перед работой не спал сутки, лечил заболевшую корову. В результате крушения погибло 44 человека, более 100 получили ранения, пишет дзен-канал "Истории. Судьбы. Герои".
Станция Судженка, Кемеровская область, 12 марта 1986 года
Один из поездов проехал на запрещающий сигнал семафора в темное время суток. Вероятно, в этот момент бригада спала. При приближении к станции Судженка раздался предупреждающий свисток автостопа. В ответ машинист автоматически нажал на рукоятку бдительности. Позже техническая экспертиза установила, в системе автостопа этого поезда был серьезный отказ, а именно нарушение цепи периодической проверки машиниста.
Это привело к тому, что при подходе к семафору с запрещающим показанием автостоп не отправлял периодические сигналы проверки. Это успокоило бригаду локомотива, которая продолжила спать.
В результате состав продолжил движение под уклоном и начал разгоняться. Его скорость превысила 60 км/ч. Грузовой и почтово-багажный поезда столкнулись, что привело к гибели 19 человек.
Станция Каменская, Ростовская область, 7 августа 1987 года
У грузового поезда были неисправные тормоза, из-за чего он разогнался с горки и заехал на железнодорожную станцию на скорости более 140 км/ч. В этот момент на перроне стоял пассажирский поезд.
В результате происшествия два задних вагона у пассажирского состава были уничтожены, третий – искорежен наполовину. Авария унесла жизни 106 человек. Еще 114 получили ранения.
Станция Арзамас, Горьковская область, 4 июня 1988 года
Грузовой состав в Горьковской области (сейчас это Нижегородская область) проходил мимо станции, и в этот момент взорвались три вагона со взрывчаткой. Локомотив перевозил гексоген, необходимый для горных предприятий. В этих вагонах находилось 120 тонн взрывчатки.
Взрыв привел к тому, что более 150 домов в ближайшем частном секторе были полностью разрушены. 823 семьи остались без жилья. Погиб 91 человек, ранения получили более 800 пассажиров. В КГБ долгое время думали, что это был теракт. Однако доказательств так и не нашли.
Станция Бологое, Калининская область, 16 августа 1988 года
В аварии пострадал поезд, следовавший по маршруту Ленинград – Москва. Трагедия случилась из-за халатности диспетчерской службы. На участке дороги, неподалеку от станции Бологое в Калининской области (ныне Тверская область), была обнаружена просадка рельсо-шпальной решетки в болотистом грунте. Однако никакие ограничения не были установлены.
В результате фирменный поезд "Аврора" проезжал по этому участку не на положенной скорости в 30 км/ч, а разогнался до 150 км/ч. Состав сошел с рельсов, вследствие чего погиб 31 пассажир, еще 100 были ранены.
Башкирия, 4 июня 1989 года
Крупнейшая на сегодняшний день железнодорожная катастрофа, которая получила название "Ашинская трагедия". Это было начало каникул, а потому многие жители Башкортостана отправлялись на юг, чтобы отдохнуть. В школьные лагеря отправили сотни детей.
Поезда, следовавшие по маршрутам Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск, шли навстречу друг другу возле города Аша. В момент встречного разъезда составов произошел крупный взрыв. В низине было облако газа, которое образовалось в результате повреждения газопровода.
Взрыв и дальнейший пожар привели к гибели 550 человек. Ранения получили более 600 пассажиров. Взрывная волна была настолько сильная, что выбило окна в домах в 11 км от места крушения. Вспышку взрыва было видно за 100 км.
Мощность взрыва в тротиловом эквиваленте составила 12 килотонн. Для сравнения, бомба, сброшенная на Хиросиму, имела мощность 16 килотонн.