Но в Санкт-Петербурге не спешат следовать этому примеру. "Городовой" пишет о петербургской специфике 12 декабря 2025 года, в пятницу. Главным экспертом издания выступает Ирина Рыкова из Ассоциации транспортных инженеров.
Зачем нужна вафельная разметка?
Ее суть в ограничении выезда на перекресток при образовавшемся впереди заторе. По п. 13.2 ПДД РФ запрещен въезд на участок, обозначенный вафельной разметкой, если остановка внутри перегораживает движение поперечному потоку. В этой зоне нельзя останавливаться, даже если сигнал светофора разрешает движение.
Ирина Рыкова называет три основные задачи, которые решает такая разметка.
- Борьба с заторами: "Она очерчивает зону перекрестка и предостерегает водителей от выезда на пространство перекрестка на последних секундах светофора. Таким образом, водители не блокируют перекресток для поперечного потока".
- Повышение дисциплины: "Разметка визуально напоминает о запрете остановки в зоне пересечения дорог, повышает культуру движения".
- Снижение аварийности: "Уменьшается риск слепых выездов и ДТП, а также наглядно демонстрируется зона конфликта потоков".
Каков опыт других городов?
"Подобную разметку часто применяют в Лондоне (для обозначения участков перекрестков), Гонконге (практически на каждом крупном перекрестке), Барселоне (для обозначения зоны проезда общественного транспорта через перекресток по выделенной полосе) и других городах", – говорит Рыкова.
Вместе с тем, по ее словам, "прямых данных о снижении ДТП и росте пропускной способности именно благодаря вафельной разметке в зарубежных источниках не найдено".
В Москве вафельная разметка включена в Московский стандарт выделенных полос. Ее используют, например, при выездах с прилегающих территорий на выделенные полосы, при правом повороте через дополнительную полосу, а также для обеспечения сложных маневров автобусов и троллейбусов – левых поворотов и разворотов.
Эффективность таких решений на перегруженных перекрестках напрямую зависит от комплексов фотовидеофиксации, подчеркивает Рыкова. Принцип неотвратимости наказания – ключевой фактор, гарантирующий соблюдение правил.
А как обстоят дела в Санкт-Петербурге?
В Санкт‑Петербурге эксперимент с вафельной разметкой был начат в 2019 году с целью улучшения пропускной способности улично‑дорожной сети и снижения аварийности в точках напряжения. Делались громкие заявления и, похоже, присутствовали немалые надежды, однако подтверждающей позитивный эффект статистики опубликовано так и не было.
Количество перекрестков с "вафлей" остается минимальным – три: Богатырский – Коломяжский, Светлановский – Орбели, Полюстровский – Пискарёвский. К началу 2025 года желтая сетка на этих участках заметно износилась, а новых проектов по расширению применения не анонсировано.
Инициатива депутатов заксобрания в отношении нанесения "вафельниц" во дворах для запрета стоянки у контейнерных площадок и пожарных гидрантов развития не получила.
Власти указывают, что для эффективной работы вафельной разметки необходимы комплексы фотовидеофиксации: только камеры могут стопроцентно зафиксировать нарушение.
Какие еще существуют идеи оптимизации движения?
Эксперт указывает и на альтернативные решения повышения пропускной способности узловых точек.
- Запрет левых поворотов для устранения конфликтных пересечений траекторий и рисковых маневров "на просачивание".
- Обеспечение приоритета общественного транспорта – не прерывать выделенные полосы, но создавать "шлюзы" с использованием светофоров типа Т.5 (бело‑лунный, "трамвайный").
- Включение отдельной фазы в цикл светофора для общественного транспорта при подъезде к перекрестку – метод находится в стадии тестирования с неоднозначными результатами.
- Адаптивное светофорное регулирование на "обособленных", удаленных от крупных узлов, перекрестках и там, где потоки меняются в течение дня;
- Общее увеличение количества фаз в цикле светофора для более частого пропуска общественного транспорта (в "шлюзе" или общем потоке) и снижения задержек.
"Максимальный эффект достигается в комбинации с камерами и современными подходами к управлению трафиком", – говорит Ирина Рыкова.