В случае окончательного ухода из России некоторых брендов новые правила ввоза могут облегчить поставщикам поиск и продажу необходимых автозапчастей. В однозначном выигрыше окажутся неавторизованные сервисы, работающие в основном с постгарантийной техникой. Но в случае с относительно новыми автомобилями всё гораздо сложнее.
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», в беседе с корреспондентом "Профиля", отметил, что де-факто параллельный, или "серый", импорт у нас практикуется уже давно, только раньше этим занимались мелкие, частные поставщики, как "челноки" в 90-х годах.
"Непонятно, как, например, авторизованные сервисы будут эти «параллельные» запчасти проводить и оформлять. Оплату гарантийного ремонта многие СТО получали от импортеров. Как эти импортеры отнесутся к тому, что российский механик поставил, например, клиенту блок управления двигателем, который вроде бы и официальный, и лейблы у него правильные, но по документам он поставлен в другую страну, непонятно. Возможно, дилеры крупных брендов решат взять гарантийные обязательства на себя или смогут договориться, чтобы реальные правообладатели закрыли глаза на установку запчастей, ввезенных неофициальными путями. Только время покажет".
Другой эксперт, работник крупного сервиса, пожелавший остаться неназванным, считает, что так или иначе Россия была очень сильно интегрирована в мировые цепи поставок и сейчас, когда трансграничные связи нарушены, никакое импортозамещение или альтернативные методы ввоза запчастей нам не помогут, а реальный эффект фактической экономической блокады мы почувствуем через некоторое время, даже, возможно, уже после деэскалации на Украине.
"Запчасти для новых машин подорожают в разы. Заменить их пока нечем, Китай начнет производить аналоги через несколько лет, а пока неясно, как это всё оформлять. Не исключено, что мы будем использовать «серые» детали, но после того, как клиент письменно откажется от гарантии. То есть будет выбор: либо катайся, но на свой страх и риск, либо жди, пока мы сможем сделать по гарантии, но ожидание может затянуться на месяцы", – пояснил работник автосервиса.
Однако есть и положительные моменты: параллельный импорт позволит избежать дефицита некоторых наименований. Колебания стоимости при этом предсказать невозможно: одни и те же производители нередко дифференцируют ценообразование для разных стран. Всё зависит от конкретных поставщиков, их контактов и возможностей. Но рассчитывать на сохранение уровня цен начала 2022 года в любом случае не стоит.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 30 марта подписал документ о легализации параллельного импорта в России. По словам премьер-министра, это позволит гарантировать поставки определенной продукции в Россию, несмотря на недружественные действия зарубежных политиков.