Законопроект о так называемой «либерализации ОСАГО», который будет рассмотрен Госдумой в первом чтении уже 15 октября, предполагает отмену коэффициентов мощности автомобиля и региона проживания автовладельца, а также расширение тарифного коридора. Так, с 1 января 2020 года тарифный коридор будет расширен на 40% как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, а с октября того же года – ещё на 30%.
Сейчас страховые компании имеют право выбирать базовую ставку для расчёта цены полиса из диапазона от 2 746 до 4 942 рублей. Получается, что через год он составит 1 154 – 8 995 рублей. Таким образом для городов с невысоким индексом доходов населения, где сейчас территориальный коэффициент составляет единицу, верхняя планка стоимости страхового полиса с января следующего года может подняться до 6,9 тыс. рублей, а с октября 2020-го – до 9 тыс. рублей.
В итоге цена ОСАГО в регионах, где зарплаты граждан невысокие, может увеличиться на 82%, пишут «Известия». А в таких городах, как Грозный, Махачкала, Каспийск, Буйнакск, Хасавюрт и Дербент, где действующий региональный коэффициент позволяет делать скидку на полис в размере 30-40%, максимальная ставка ОСАГО и вовсе вырастет более чем вдвое. При этом в Москве страховка, наоборот, станет дешевле.
Кроме этого, в 2020 году страховые компании могут получить право по своему усмотрению устанавливать тариф ОСАГО для автовладельцев, которые откажутся устанавливать в автомобиле телематический датчик – прибор, определяющий скорость и географию его передвижения. Страховщики предлагают привязать цену страховки к количеству штрафов ГИБДД у водителя, а также к манере его вождения, для определения которой и нужно телематическое устройство в машине страхователя.
Как сообщают «Известия» со ссылкой на Минфин, персонализации тарифов «автогражданки» страховщики будут добиваться самостоятельным выбором тарифа для каждого клиента. При этом они смогут учитывать наличие или отсутствие следящего устройства в автомобиле (GPS/ГЛОНАСС-трекера). Однако принуждать автомобилистов к установке аппаратуры никто не будет.
«Решение устанавливать датчик – это не обязанность водителя, это его право. Если у водителя есть такая потребность и желание, то страховщик вправе по заявлению страхователя организовать оснащение автомобиля телематическим устройством. Данные будут использоваться при установлении базовой ставки тарифа», – уточнили в министерстве.
Ранее в Минфине назвали минимальную стоимость полиса ОСАГО после реформы. Стоимость полиса для дисциплинированных водителей после перехода на новую систему расчёта тарифов может снизиться в три-четыре раза.
Однако соответствовать этим критериям будет непросто. Так, чтобы получить максимальную скидку на полис, водитель должен быть моложе 50 лет, но при этом иметь водительский стаж 30 лет.
Кроме безаварийной езды, есть и ещё одно существенное условие – в машине должен быть установлен тахограф, прибор, фиксирующий скорость движения автомобиля. Только в этом случае можно будет рассчитывать на то, что цена полиса ОСАГО составит около 2,5 тысячи рублей, уточнили в Минфине.