Торможение двигателем происходит, когда включена передача, и при этом педаль газа полностью отпущена. Движение продолжается благодаря кинетической энергии автомобиля, пока обороты двигателя не упадут до минимальных. Само замедление происходит за счет насосных потерь: если дроссельная заслонка закрыта, то проворачивать коленвал становится гораздо труднее, чем когда она открыта.
Кроме того, со времен введения экономайзеров принудительного холостого хода (ЭПХХ) торможение двигателем позволяет экономить топливо. Повысилась не только экономичность, но и экологичность транспорта, отмечают эксперты журнала "За рулем".
Большое количество дополнительных агрегатов в навесном оборудовании (компрессор кондиционера или насос гидроусилителя) помогает в торможении двигателем, ведь все эти устройства в момент приближения к светофору на включенной передаче крутят колеса, а не сожженное в двигателе топливо.
Кроме того, такой прием способствует снижению температуры двигателя в жаркую погоду. Сгорания в цилиндрах не происходит, а значит, тепло не выделяется. Поршни тем временем интенсивно прокачивают воздух, охлаждая камеру сгорания.
По словам специалистов, обладателям автомобилей с механической трансмиссией имеет смысл чаще прибегать к торможению двигателем. Автоэксперты считают, что у этого метода есть и другие полезные свойства.