Атмосферный двигатель прогревается быстрее наддувного, бензиновый — быстрее дизельного, V-образный — рядного. Однако на время прогрева также влияет и материал, из которого выполнен блок цилиндров. Говоря, например, о теплотехнических характеристиках алюминия и чугуна, эксперты заявляют: последний сплав находится в более выигрышном положении. Так, коэффициент теплопроводности чугуна составляет 236 Вт/м2 при 930 Дж/(кг*К) удельной теплоёмкости, в то время как у алюминия эти параметры равны 42 Вт/м2 и 540 Дж/(кг*К).
Чугун неохотно передаёт тепло наружу и требует меньше энергии на нагрев блока цилиндров, сообщает «За рулём». Отмечается, что среди современных моторов полностью алюминиевые блоки цилиндров почти не встречаются. Если же это происходит, то стенки цилиндров покрывают «никасилом» или «алюсилом». В качестве примера таких двигателей специалисты приводят баварские шести- и восьмицилиндровые агрегаты объемом от 2,0 до 4,0 л (серий M52 и M60) в конце прошлого века. Цилиндры имели никель-кремниевое покрытие, а при пробеге меньше 100 тыс. км сталкивались с повреждением стенок. В таком случае двигатели официально признавали неремонтируемыми.
По теплотехническим характеристикам чугунные блоки цилиндров называют более выгодными с точки зрения скорости прогрева мотора, также они лидируют при подавлении шума и вибрации и легче растачиваются в ремонтный размер. Однако, подчёркивают специалисты, при этом сложнее охлаждаются стенки цилиндров, когда прогретый мотор работает на мощностных режимах. Кроме того, литьё чугуна является экологически вредным процессом. Изготовление чугунных блоков характерно для представителей стран третьего мира, а будущее остаётся за алюминиевыми моторами, уверены эксперты.
С наступлением холодов проблема прогрева замёрзшего транспортного средства для запуска и безопасного движения встаёт особенно остро. Однако не стоит забывать, что в городах машину прогревать запрещено законом, иначе можно заработать штраф. Эксперты советуют для начала воспользоваться самым передовым способом – применением предпускового подогревателя. Отмечается, что в Европе это уже давно стало распространенной практикой.