Профиль

Справка "Профиля": творчество Тима Бёртона

В сентябре 2024 года на большие экраны выходит "Битлджус Битлджус" – продолжение легендарного комедийного ужастика Тима Бёртона. Пока зрители по всему миру ждут, какие сюрпризы обрушит на них очередное его творение, "Профиль" вспомнил творческую биографию знаменитого режиссера и мультипликатора.

Режиссёр Тим Бёртон

Режиссёр Тим Бёртон

©www.imago-images.de/Global Look Press
Содержание:

Ранние годы и начало карьеры

Тим Бёртон родился в 1958 году в калифорнийском Бёрбанке. С детства увлекался фильмами ужасов и научной фантастикой. Учился в Калифорнийском институте искусств. Еще в юности начал делать первые собственные мультфильмы, в наши дни утраченные. Со студенческих лет сохранилась, например, короткометражная анимационная картина в духе немецкого экспрессионизма "По следам монстра-сельдерея". Уже тогда Бёртон показал, как может обыгрывать обыденное и сочетать повседневный страх перед визитом к стоматологу с гротеском и фантазией.

Молодой Бёртон несколько лет проработал дизайнером персонажей и аниматором на студии Уолта Диснея. Там он в 1982 году снял свой первый профессиональный мультфильм "Винсент". Закадровый текст в нем читал легендарный актер фильмов ужасов Винсент Прайс, считавший шестиминутную короткометражку своей лучшей работой.

Сюрреалистичные кошмары Бёртона плохо подходили для ориентированного на детскую аудиторию "Диснея". Поэтому на знаменитой студии он долго не задержался.

Первые шаги в полнометражном кино

В 1984 году Бёртон снял жутковатую короткометражную игровую комедию "Франкенвини" – вольное переложение фильма ужасов "Франкенштейн" Джеймса Уэйла для детской аудитории. Лента категорически не понравилась руководству "Диснея" и не попала в прокат, Бёртона уволили. Однако несколько копий "Франкенвини" попали на другие киностудии. Там талант начинающего режиссера оценили.

В 1985 году комик Пол Рубенс предложил Бёртону поставить полнометражную комедию "Большое приключение Пи-Ви". Фарс по отдаленным мотивам "Похитителей велосипедов" Витторио де Сика оказался успешным. Студия Warner Bros. предложила Бёртону снять новую экранизацию комиксов о Бэтмене, но работа над сценарием затянулась. Между тем, по контракту, режиссер должен был поставить еще один фильм. В процессе работы над ним Бёртон отверг несколько сценариев второсортных комедий. Вместо этого он сосредоточился на проекте, полностью отвечающем его художественному видению.

В 1988 году на экраны вышел "Битлджус" – смешная и жуткая история о совместном существовании живых и мертвых, и о "биоэкзорцисте", которого с блеском сыграл Майкл Китон. "Битлджус" получил премию "Сатурн" за лучший фильм ужасов и "Оскара" за лучший грим. Комедия ужасов многократно окупилась в прокате и положила начало успешной франшизе.

В 1992 году на экраны выходит срежиссированный Бёртоном супергеройский "Бэтмен". Главную роль снова исполнил Майкл Китон. Фильм о противостоянии миллиардера-вигиланта и сумасшедшего преступника поначалу никто не воспринимал всерьез. Зрители опасались, что их ждет зрелище в духе комедий о Бэтмене 1960-х. Вместо этого на экраны вышел мрачный криминальный триллер о поединке двух нарушителей спокойствия, собравший огромную кассу и снова сделавший темного рыцаря DC Comics популярным персонажем. В 1992 году на экраны вышел "Бэтмен возвращается" – более мрачный, менее кассовый и неоднозначно воспринятый критикой сиквел, со временем ставший таким же культовым.

Расцвет творчества

В 1990 году режиссеру удалось реализовать свой детский замысел – снять фильм о механическом человеке, пытающемся жить среди обычных людей. Романтическое фэнтези "Эдвард Руки-ножницы" было тепло встречено и зрителями, и критиками, хотя из наград получило только "Сатурн" за лучший фантастический фильм. Но самым главным достижением для Бёртона стало то, что он нашел "своего" актера. Молодая звезда Голливуда Джонни Депп оказался именно тем актером, который лучше всего соответствовал гротескным готическим замыслам режиссера. Депп снялся еще в восьми фильмах Бёртона, в том числе таких знаменитых как "Суинни Тодд", "Алиса в стране чудес", "Эд Вуд".

Кадр из фильма "Эдвард Руки-ножницы"

KPA/Global Look Press

В 1992 году Бёртон познакомился с моделью и актрисой Лизой Мэри. Она стала его музой 1990-х годов.

В 1993 году Генри Селик ставит кукольный музыкальный мультфильм "Кошмар перед Рождеством". Тим Бёртон написал для него сценарий на основе поэмы, которую сочинил во времена работы в "Диснее". Несмотря на мрачный сюжет о том, как обитатель города кошмаров пытается принести людям Рождество вместо похищенного Санта-Клауса, мультфильм был коммерчески успешным и хорошо принят критиками.

В 1994 году Бёртон снова удивляет зрителей резкой сменой жанра. На экраны выходит "Эд Вуд" – трагикомедийный байопик о "худшем режиссере всех времен и народов" Эдварде Вуде-младшем (Джонни Депп). Лента провалилась в прокате, но большинство критиков пришло в восторг и от режиссуры, и от игры актеров. Мартин Ландау за роль Белы Лугоши получил "Оскара", "Золотой глобус" и "Сатурн", еще один "Оскар" фильму присудили за лучший грим.

В 1990-е Бёртон поставил еще два совершенно разных фильма. "Марс атакует" – научно-фантастическая черная комедия с элементами политической сатиры о том, как правительство США не очень удачно вело борьбу со злобными инопланетянами. "Сонная лощина" – мистический фильм ужасов по мотивам рассказа Вашингтона Ирвинга о загадочном и пугающем всаднике без головы, терроризировавшем в конце XVIII века деревушку вблизи Нью-Йорка.

Переезд в Великобританию

В 2001 году Бёртон снял ремейк картины 1968 года "Планета обезьян". Классический научно-фантастический фильм Франклина Шеффнера был в списке самых любимых у режиссера, однако жесткие временные рамки и недостаточный бюджет не позволили Бёртону реализовать все задумки. Фильм в прокате не провалился, но критики восприняли его неоднозначно.

Впрочем, жизнь Бёртона после "Планеты обезьян" круто поменялась. У него начался роман с известной актрисой Хеленой Бонэм-Картер. В ней он на долгие годы нашел свой идеал готической принцессы, а бунтарка-аристократка Бонэм-Картер в обществе любителя гротеска остепенилась и приобрела вкус к семейной жизни. Бёртон перебрался в Лондон. Звездная пара жила в соседних домах и вместе воспитывала двоих детей, пока не рассталась в 2014 году.

В 2004 году выходит еще один необычный для Бёртона фильм – "Крупная рыба". Это трагикомедия о том, как скептичный сын пытается понять, что правда, а что выдумки в байках его умирающего отца. Изначально роман Дэниела Уоллеса должен был экранизировать Стивен Спилберг, но из-за занятости он отказался от проекта. Бёртон вложил в "Крупную рыбу" много личных переживаний – незадолго до того умерли его отец и мать. Некоторые критики сочли фильм свидетельством творческого кризиса режиссера.

Но вскоре Бёртон развеял сомнения недоброжелателей. В 2005 году на экраны вышло успешное музыкальное фэнтези "Чарли и шоколадная фабрика" по одноименной повести Роальда Даля. Одновременно с этим Бёртон работал над сделанной в жанре кукольной анимации комедией ужасов "Труп невесты". Главные роли в обеих успешных картинах сыграл и озвучил Джонни Депп. "Труп невесты", основанный на еврейской легенде XVIII века, был номинирован на премию "Оскар".

В 2007 году Бёртон снял свою возлюбленную Хелену Бонэм-Картер и своего лучшего друга Джонни Деппа в мрачном мюзикле "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит". Фильм в стиле макабрической готики получил "Оскара" за лучшую работу художника-постановщика и "Золотой глобус" как лучший мюзикл. Трагическая история о мести и жестокости понравилась и критикам, и зрителям. Знаменитый американский кинокритик Роджер Эберт написал: "Это вовсе не радостный аттракцион – это мрачная, трагическая история о мести, в которой разбиваются сердца, творится жестокость и пекутся дьявольски вкусные пироги".

Постер фильма "Алиса в стране чудес"

Moviestore Collection/face to face/Global Look Press

Самой успешной с коммерческой точки зрения работой Бёртона стала "Алиса в стране чудес" – вольное переосмысление сказок Льюиса Кэрролла. Приключенческое фэнтези, сочетавшее живую игру актеров и анимацию, вышло на экраны в 2010 году. Оно стало шестой картиной в истории кинематографа, кассовые сборы которой перевалили за отметку в $1 млрд. По состоянию на август 2024 года "Алиса в стране чудес" занимает 49-е место в рейтинге самых кассовых фильмов мира.

Закат и возрождение

После этого крупных успехов на большом экране у Бёртона не было. Готическая трагикомедия "Мрачные тени", приключенческое фэнтези "Дом странных детей мисс Перегрин" и киноадаптация легендарного мультфильма про циркового слона "Дамбо" получили смешанные отзывы критиков и не были особенно хорошо приняты публикой. Реалистичная биографическая драма "Большие глаза" о конфликте талантливой художницы и ее мужа-самозванца была более успешной, но культовой не стала.

Возрождением карьеры Бёртона многие критики считают вышедший в 2022 году на Netflix сериал "Уэнздей". Бёртону предлагали экранизировать комиксы о семейке Аддамс еще в начале 1990-х. Но тогда режиссер был занят съемками других фильмов и в итоге культовую черную комедию "Семейка Аддамс" в 1991 году поставил Барри Зонненфельд.

Бёртон не работал для телевидения с 1980-х годов. В новом проекте он снял четыре серии из восьми и выступил одним из исполнительных продюсеров "Уэнздей". Шоу оказалось одним из главных хитов 2022 года. Бёртон будет снимать и второй сезон сериала.

Кадр из фильма "Битлджус Битлджус"

Global Look Press/Keystone Press Agency

Тим Бёртон и Дженни Ортега снова работали вместе на съемках "Битлджус Битлджус". Звезда "Уэнздей" сыграла Астрид Дитц – дочь Лидии Дитц, к роли которой вернулась Вайнона Райдер. Премьера фильма в США запланирована на 6 сентября.

Зимой 2024 года американские СМИ сообщали, что Бёртон работает над ремейком еще одного культового фильма. Вместе с писательницей и сценаристом Гиллиан Флинн он планирует снять новую версию научно-фантастического ужастика "Нападение гигантской женщины".

Самое читаемое
Exit mobile version