К октябрю 2019 года топливный рынок страны стабилизировался, а рост цен на топливо оказался даже ниже темпов инфляции. Об этом заявил министр энергетики России Александр Новак. По его словам, благодаря введению демпфирующего механизма удалось отказаться от соглашений с нефтяными компаниями об ограничении роста цен на горючее.
Половина россиян готова реже ездить на машине из-за дорогого бензина
По мнению эксперта, слова Новака о стабилизации топливного рынка и отсутствии предпосылок для роста стоимости бензина справедливы – оптовые цены снизились до многомесячных минимумов. «Отчасти этому действительно способствовал демпферный механизм компенсаций нефтяникам разницы внешних и внутренних расценок на топливо. Но, помимо этого, сложилась и благоприятная внешняя конъюнктура», – отметил Гордеев.
Россия стала меньше экспортировать горючего за рубеж, а цена нефти на мировых биржах давно закрепилась на отметке около 60 долларов и не показывает серьёзных колебаний. Нет и былого ажиотажа вокруг российского топлива, что тоже было одним из факторов давления на цены. Кроме того, снизился внутренний спрос – россияне стали покупать меньше бензина и дизельного топлива.
Таким образом, автозаправочные станции сейчас имеют возможность даже снизить розничные цены на бензин, отмечает эксперт. Однако это означает добровольный отказ от прибыли, поэтому бизнес вряд ли на это пойдёт. Из ценовых факторов нас ждёт повышение акцизов на топливо с 1 января, но оно не окажет значительного влияния на стоимость литра бензина – максимум прибавку в 20-30 копеек. Проиндексируют цены и на размер инфляции, но она в этом году рекордно низкая и тоже не сделает «погоды», подчеркнул Гордеев.
Напомним, что с 1 января 2019 года правительство ввело в действие демпфирующий механизм, чтобы компенсировать нефтяникам потери от поставок топлива на внутренний рынок по фиксированный цене при гораздо более высокой экспортной альтернативе. Он предусматривал, что бюджет возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами. Демпфирующий механизм был призван сдерживать цены на топливо в России.
Ранее сообщалось, что с начала года спрос на бензин в России упал на 1%, что является рекордом за последние несколько лет. По мнению экспертов, снижение интереса к топливу связано с падением реальных доходов россиян, а не с высокими ценами на него. Расходы на автомобиль, включая оплату штрафов и техобслуживание, стали для граждан дорогим удовольствием. Автовладельцы переходят на более дешёвый газ, а некоторые стали пересаживаться на такси и общественный транспорт, отмечают аналитики.